«Карнавальная шутка» в осенней Москве

22 октября был международным днем защиты мужской нервной системы от насильственных действий со стороны женщин. (Его отметили, а точней заметили и ФБ, и в ЖЖ). А в «Театре на Юго-Западе» в тот день просто давали тематический спектакль «Карнавальная шутка», где мужская нервная система подвергается такому изощренному надругательству, что несомненно нуждается в защите.

Сеньор Кавалер

Перед выходом из дома я намолол итальянского кофе, но понял, что сварить и выпить его уже не успею, иначе опоздаю в театр. Но мне можно было и не заботиться об обеспечения итальянского настроя, потому что едва начался спектакль (и еще ни одно из действующих лиц не появилось на сцене), как на зрителя обрушилось лашатеми кантаре (Toto Cutugno - L'italiano, если кто не знает). А когда на сцене уже возникают артисты, то они первую пару минут разговаривают исключительно «пулеметной» итальянской скороговоркой, которая должна доказать, что мы — во Флоренции!

В 1985 году, в годы расцвета фестиваля в Сан-Ремо (и два года спустя после того, как Тото Кутуньо представил там лашатеми кантаре), Белякович выпустил «Трактирщицу» по пьесе Гольдони — я тогда смотрел. («Трактирщица» вообще подходящая пьеса для самодеятельных театров, которым тогда притворялся Юго-Запад перед городскими начальствами).
В 2005 году спектакль был закрыт и на следующий год перезапущен под новым названием. Спустя тридцать лет могу ли заценить изменения? И если бы даже память моя была более крепкой, какие могут быть отличия? Стиль Беляковича кардинально не менялся, а просто происходила своего рода «гонка вооружений», когда музыкальные, световые и хореографические элементы доводились до совершенства... Теперь вроде бы лучше придерживаются чувства меры. А всё остальное почти такое же плюс несколько шуток из двадцать первого века (типа бронирования за 36 месяцев). И в обеих версиях осталась сцена, которую Белякович придумал сам (ее нет в пьесе Гольдони), когда герои разделяются по парам, и только Кавалер остается один. Но именно этот расклад позволяет перенести акцент на главную мужскую роль. И это хорошо, так как трактирщица... ну что трактирщица, она ведь, как все женщины, и если сыграть ее блистательно, то значит сыграть все грани узнаваемого типажа.

Спектакль хоть и развлекательный, но не совсем уж карнавальный. И действо настолько идет в потоке, что нельзя выпустить зрителя на антракт, но в транс не вводит. И поставлено довольно масочно, но есть и же и настоящее чувство сеньора кавалера. И поднимает проблему защиты мужской нервной системы, но сводит всё к карнавальной шутке.

Мне весьма понравилось. Но после спектаклей «Театра на Юго-Западе», которые перепахивали душу, этот спектакль в ритме «Мамы, мамы Марии», конечно, самый легкий, что я видел там в последние три года.

Группы театра в соцсетях: Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграмме и видео-канал на Youtube.