"Освобожденный человек, юберменш, смело и гордо идет по дороге цветов"

Originally posted by romanetto at "Освобожденный человек, юберменш, смело и гордо идет по дороге цветов"
Очень интересно было посмотреть, как в наше время можно поставить пьесу, созданную аж в 1934 году Валентином Петровичем Катаевым. Сейчас это - ретро-пьеса, воссоздание прошлого, исторической обстановки, костюмов, мышления героев, на которое, безусловно, оказывало влияние время, в котором они жили.

В центре пьесы - лектор Завьялов, читающий лекции, нашедшие горячий отклик у слушателей, он очень востребован, и хорошо оплачиваются его выступления, ведь они затрагивают животрепещущие темы - секс, свободные отношения без обязательств, дети, воспитываемые обществом... Мысль не нова, это модель будущего и теория "стакана воды", имевшая довольно широкое распространение в революционные годы, но получившая довольно резкий отпор общества. Сам В.И. Ленин резко критиковал эту теорию.

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой "марксизм".

Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?


Лектор Завьялов, однако, заливается соловьем, вещая о человеке будущего. Кроме того, он живет согласно тому, что несет в массы - при живой жене заводит любовниц, и всем женщинам внушает, что надо стремиться к светлому будущему - не ревновать, а просто давать, а также создавать уют и не отягощать проблемами: "деньги за коммуналку?! что-то мне душно в этом доме.."

В спектакле театра Апарте "Дорога цветов" великолепно реализованы две вещи:
- близость к зрителю
- музыкальное сопровождение

Под близостью к зрителю я имею в виду то, что и без того в камерном зале актеры часто пробегают через зал и обращаются к зрителю. Интерактивность всегда встречалась театралами очень позитивно, и в этой постановке взаимодействие актеров со зрителем ненавязчиво и приятно.

А музыкальное сопровождение - во-первых, есть замечательный хор, приятно порадовавший меня, как любителя оперного искусства: очень недурно и, главное, с огоньком. Во-вторых - актеры тоже исполняют музыкальные номера, но тут уж по мере возможностей, иногда довольно приятно для зрительского уха, иногда всего лишь терпимо.




А что же, кстати, за дорога цветов такая? Завьялов говорит о свободной любви, отсутствии обязательств и возможности сказать в любую минуту, мол, прости, дорогая, я улетаю на острова Тихого океана, когда вернусь - не знаю, собери мне чемоданчик.

Д о к т о р. Позвольте... Но если все начнут так рассуждать и действовать, как вы, тогда что же получится? В один прекрасный день все советские служащие схватят чемоданы и бросятся на острова Тихого океана. А кто же тогда будет служить? Кто останется на производстве? Кто будет строить заводы, лечить, учить, кормить, пахать, сеять?

З а в ь я л о в. Зачем же все? Я не сказал - все. У каждой индивидуальности своя форма борьбы. Нельзя же всех обкорнать под одну гребенку. Каждому свое, дорогой доктор. Пусть рабочий работает, учитель учит, колхозник сеет, инженер строит, лекарь лечит. Это их форма борьбы, так сказать - дорога. Но есть личности, переросшие свою среду, свой класс, люди высокого интеллекта, широких горизонтов, люди смелой и новой мысли. У них другая дорога. Дорога цветов.

Д о к т о р. Да, но согласитесь, что это несколько преждевременно.

З а в ь я л о в. Наоборот! Несмотря ни на что, вопреки всему, ломая старые формы! В этом настоящий бунт, настоящая борьба, настоящая революция духа!

Д о к т о р. Сверхчеловек... Ницше... Юберменш...

З а в ь я л о в. Как вы сказали? Ницше? Юберменш? Ах да, совершенно верно, очень хорошо! (Быстро достает записную книжку и записывает.) Сверхчеловек. Ницше... Так. Спасибо! Да. Освобожденный человек, юберменш, смело и гордо идет по дороге цветов.


С. Климов, играющий главного героя, несколько разочаровал, декламация без погружения в роль, поверхностная игра. Так же не сильно впечатлила Ю.Голубева в роли жены ГГ, актриса с большим потенциалом, на мой взгляд, но играющая вполсилы. Зато приятно было посмотреть на заслуженного артиста РФ Владимира Воробьева в роли доктора, как-то сразу понятно, за что дали звание. Уютнейший врач, смакующий и отлично проигрывающий каждую свою реплику. Порадовала молодая актриса Анастасия Зыкова, сыгравшая молоденькую дурочку, любовницу Завьялова, совершенно не от мира сего. И абсолютно разочаровал Кот! Да, Кот. Есть там кот, вроде бы чуть ли не младший брат булгаговского Кота Бегемота, претензий к актеру нет, просто роль прописана чудовищно скучно для такого прекрасного персонажа.







Вердикт - неплохая комедия, построенная на отличном комедийном сюжете и сопровождаемая великолепными музыкальными произведениями Ю.Кима. Очень приятно посмотреть на игру некоторых актеров и послушать отдельные музыкальные номера. К сожалению, нет целостности, и работа не производит впечатления спектакля действительно высокого уровня - в Москве очень большая конкуренция, и эту постановку невозможно отнести к блестящим. Однако, я надеюсь, спектакль найдет своего более благодарного зрителя.

P.S. У театра есть несколько площадок. Этот спектакль идет в Театральном Доме "Старый Арбат". Я за свою многолетнюю театральную жизнь на более отвратительной площадке не бывала. Зал без уклона, увидеть сцену - большая проблема, туалет - одна комнатка на всех (вы где-нибудь встречали такое? я - нет, ни в Москве, ни в других городах), пространство фойе и буфета - это не пространство, это ноль пространства. В буфете я купила бутылку воды и не решилась спросить, что налито в стопках, прикрытых салфетками.. Надеюсь, на других площадках дела обстоят лучше, потому что в театр мы идем не только ради спектакля, но и ради приятного отдыха в целом.

Сайт театра АпАРТе
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм

За приглашение спасибо сообществу moskva_lublu и varezhkina_katy

Мои театральные заметки