"Спасти камер-юнкера Пушкина", Школа современной пьесы, блогерский поход.

Оригинал взят у ice_gry в "Спасти камер-юнкера Пушкина", Школа современной пьесы, блогерский поход.
Автор - Михаил Хейфец
Автор спектакля - Иосиф Райхельгауз
Режиссёр - Валерия Кузнецова
Художник - Алексей Трегубов
Балетмейстер - Светлана Кузянина

"Пушкина я возненавидел с детства..."



Сцена на первый взгляд представляет собой огромную песочницу, только наполнена эта песочница чем-то чёрным, на вид напоминающим жжёные опилки. Появившиеся в зале актёры осторожно наступают в содержимое "песочницы". "Земля?" - да, кивают, земля.
На самом деле это будет и земля, и снег, и даже пушкинские бакенбарды, а сама сцена станет и настоящей песочницей, и местом дуэли Пушкина.
Такие же превращения ждут и актёров - харизматичные Иван Мамонов и Николай Голубев будут то Дантесом и Геккерном, то бандитами Секой и Витьком, то одноклассниками героя-рассказчика; Татьяна Циренина и Даниэлла Селицка из воспитательницы и училки преобразятся в Наталью Гончарову и Идалию Полетику - и, кажется, лишь Александр Овчинников так и останется исполнителем только одной роли, но это не совсем так - вроде бы с детства ненавидящий Пушкина Михаил Питунин на самом деле постоянно себя с Пушкиным и отождествляет.



В той или иной степени отождествляют себя с Михаилом Питуниным зрители - и дело даже не в том, что у многих из нас отношения с Пушкиным складывались похожим образом (и ни у кого в один из ключевых моментов спектакля не оказывается при себе заветного томика со стихами или прозой), но в том, что и жизненный путь у изрядной части зала похож на жизненный путь Питунина - детский сад, школа, армия... Питунин на первый взгляд совершенно заурядный человек, и пересказать его сюжетную линию довольно трудно именно потому, что нечего говорить - ну жил такой... в школе имени Пушкина учился...
Однако эта сюжетная линия теснейшим образом сплетается с другой - с историей дуэли и гибели Пушкина.
Можно ли было его спасти? Какой момент в судьбе поэта стал отправной точкой череды событий, которые и привели к роковой дуэли?
И - незаданный вопрос, но он не может не возникнуть в финале спектакля - а можно ли спасти главного героя? Почему его жизнь складывается так, а не иначе?
А наша?
Так весёлая игра в Пушкина превращается в серьёзный разговор о человеческой судьбе.

Спектакль пролетает на одном дыхании, вовлекая в себя зрителей с полуслова - и вот мы уже вместе с Питуниным строим планы спасения Пушкина от дуэли, и нас "ставят на счётчик" Сека и Витёк, потому что у нас нет при себе книг Пушкина, и мы подсказываем несчастному герою, у которого "плохая память, два сотрясения мозга", первые строчки "Евгения Онегина", и с замиранием сердца вместе с его одноклассниками смотрим видеофильм про Дантеса и Геккерна - а вот и сами Дантес и Геккерн, один сидит такой унылый проигравшийся в трактире, а другой бежит вокруг сцены-"песочницы" и катит перед собой колесо, которое рано или поздно сломается...
А ещё мы видим лица зрителей, сидящих по другую сторону "песочницы", и можем наблюдать за их реакцией - кто-то включается в игру сразу, а кто-то переходит от скепсиса к постепенному принятию, но равнодушных или скучающих лиц там нет вовсе.
И хочется возразить отчаявшемуся Питунину - ну неправда, неправда же, что Пушкин сейчас никому не нужен! А как же мы? Ведь мы же пришли - и мы тоже хотим спасти камер-юнкера Пушкина! И - как бы хотелось верить, что своим присутствием спасаем - не от гибели, но хотя бы от равнодушно-автоматического ответа на вопрос о любимом поэте.

"Спасти камер-юнкера Пушкина" - изумительный спектакль, пусть и с несколько неоднозначным финалом (который я не буду раскрывать в отзыве). Он влюбляет в театр с первого взгляда - теперь я обязательно вернусь в "Школу современной пьесы". И на другие спектакли - и непременно на этот.
С ПСС Пушкина в рюкзаке.
И пусть Витёк и Сека выкручиваются :)



Огромное спасибо театру "Школа современной пьесы" и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!