«Все мыши любят сыр» теперь и в Москве

Говорят, что в репертуаре почти каждого детского театра есть спектакль «Все мыши любят сыр», так популярна в мире эта история венгерского писателя. С 23 сентября такое представление появилось и в Московском театре кукол на Спартаковской улице. А то, что мы попали на первый утренний сеанс первого дня премьеры — просто так получилось.

До антракта действие развивается по законам пьесы «Ромео и Джульетты». Отсылка к ней настолько явная, что ее заметит любой. Есть две враждующие семьи — серых и белых мышей, живущих в одной сыроварне. Белые мыши — тут, скорее, не расовый признак, а родословный, словно «белая кость». Глава белошерстной семьи с говорящим именем Альбин, в переводе означающем «белый», и его супруга, которая в русских дворянских традициях завершает ругательства фразой «простите мой французский», считают, что серые мыши (Лиди — очень энергичная и очень толстая серая мышь и Мартин — ее муж, по характеру «тюфяк») относятся к низшему обществу. Сами белые мыши, впрочем, сбежали из театра, где показывали номер с белыми мышами, но артистов почти не кормили. Однако высокомерие от таких передряг не утратили. Ну, а маленькие мышата — серенький Шома и беленькая Фружина — не обращая внимание на раздоры взрослых, влюбляются друг в друга с первого взгляда.

После антракта собственно начинается сказка — которая с волшебством. Отчаянная влюбленная Фружина решает пожертвовать своей белоснежной шерсткой и с помощью Великого Кота Мага — загадочного зверя, живущего на чердаке, — становится серой. Шома, не зная об этом, в свою очередь обращается к тому же колдуну, чтобы сменить свой цвет на белый.

«Мне нравилось в тебе то, что ты была белой мышкой», — говорит Шома. «А ты мне нравился, будучи серым» — подхватывает Фружина. Им снова приходится идти к Коту, чтобы вернуть себе прежний окрас. Тот исполняет просьбу влюбленных, а затем, сам превращаясь в мышь, растолковывает враждующим семействам несколько важных истин, произнося и слова вынесенные в название спектакля.

Куклы довольно интересные. По близорукости я их не очень в деталях рассмотрел, но запомнил, что Фружи там тоже в очках. Дети должны оценить самые большие декорации: огромные головы сыра и огромную, больше маленького человека, голову кота с зелеными глазами.

«Рокфор, брынза, сыр голландский. Сыр колбасный, сыр творожный…». Это — завтрак серых мышей в начале первого действия. Даже Волку вполне подходит, не то, что мышам.

Сказка про мышей проходит в неярком освещении, что в целом реалистично, но не позволяет сделать разборчивый снимок без вспышки.
А вот в фойе можно наделать множество изображений, которые, как водится в кукольных театрах, рассказывают о героях других спектаклей.