"Безприданница"

Сентябрь, а вместе с ним и новый сезон, только начался, а театральное пространство Москвы становится всё горячее и горячее с каждым днём. Театры ведут нешуточную борьбу за зрителя, представляя одну за другой яркие и неординарные премьеры.
Как не растеряться и не потеряться во всём этом многообразии?
Лично я призываю на помощь интуицию. :)
И она подсказала, что мне совершенно необходим новый спектакль,
который представляет Театральное агентство "Арт-Партнёр XXI" совместно со «Школой драматического искусства»

"Безприданница"
в постановке Дмитрия Крымова.

Безприданница.jpg

«Безприданница» — продолжение серии спектаклей Лаборатории Дмитрия Крымова по произведениям русской классики.
В главной роли — лауреат премии "Золотая Маска" Мария Смольникова

Не спешите удивляться написанию названия.
Именно так оно выглядело в первой публикации пьесы в журнале «Отечественные записки» (1879, № 1).



Помимо этого, решившись на именно это название, авторы спектакля на мой взгляд как бы отдают и своеобразную дань крылатым словам А. С. Пушкина: "Без грамматической ошибки я русской речи не люблю", и предупреждают о том, что зрителю предстоит увидеть весьма оригинальный вариант прочтения первоисточника.

Итак. Встречайте!
«Безприданница» и главная героиня Лариса Дмитриевна.
Лариса - образ русской провинциальной Кармен, которая тоже живет какими-то представлениями о любви в том мире, который живет совершенно другими представлениями.
По словам Дмитрия Крымова, главная тема «Бесприданницы» — желание и невозможность быть свободной в мире денег. Особенно эта невозможность ужасна для женщины, хотя и мужчины, с видимым удовольствием играющие в свои «мужские игры», часто от неё плачут.
И действительно, Лариса в спектакле Крымова хрупка, беззащитна и романтична настолько, что все её попытки быть свободной лишь усугубляют несвободу. И тем не менее она свободна, свободна внутренне. И в этом несоответствии степени внутренней и внешней свободы и есть главная трагедия. Как бы не стремилась героиня сохранить и защитить свою свободу, она остаётся всего лишь пленницей судьбы, рабой собственных страстей и иллюзий и игрушкой в чужих руках. А одиночество героини, противопоставленной всему миру, чувствуется настолько остро, что я сидела в зале и удивлялась тому, как, как это можно вот так вот взять и передать. Браво!
Великолепная актёрская работа Марии Смольниковой! Её Лариса Дмитриевна- безусловно самый яркий элемент общей картины спектакля. И лично мне очень симпатична такая Лариса Дмитриевна. Со всеми её недостатками и слабостями, лишь подчёркивающими яркость натуры и силу характера.

Как справедливо в своё время заметила одна из исполнительниц роли Ларисы Нина Алисова: «пьесы Островского безграничны, и каждый художник вправе ставить его по-своему».
Вот и Дмитрий Крымов, и как режиссёр, и художник, имеет на это право. Видеть и ставить свою "Бес[з]приданницу".
И лично мне очень понравилось, как он её видит и ставит.
"Безприданница" у Крымова - цельное и яркое действо, изобилующее новейшими оригинальными сценическими решениями (о, зрителей ждёт сразу несколько сюрпризов), в котором тем не менее явственно видится Островский как автор. И не смотря на то, что по словам режиссёра "в XXI веке буквально следовать за языком XIX века, лишь потому что так написано, как-то странно", импровизаций и отклонений от текста первоисточника очень мало. И они весьма органично вплетены в общую канву, добавляя настроения и современности происходящему.
Да-да! Именно современности прочтения пьесы удалось добиться создателям спектакля. И прочтение это бережное и смелое одновременно. Настолько бережное, что ни разу не нарушило лично моё чувство прекрасного. И это не смотря на сюр, абсурд и гротеск щедро присутствующие едва ли не в каждой сцене.
Взять хотя бы "милую беседу" Сергея Сергеича (Евгений Старцев) и Хариты Игнатьевны (Сергей Мелконян) - браво-браво!
Игрой обоих я восхищалась, а игрой Сергея Мелконяна особенно!

Ну, и конечно, рассказать обо всём прекрасном, что есть в этом спектакле, абсолютно невозможно!
Ведь даже в пьесе так или иначе описана судьба не одной единственной женщины, а четырёх.



Идите! Сами всё увидите!


Безграничная благодарность театральному проекту "Арт-Партнёр XXI", проекту Москультура, сообществу moscultura и tushinetc за приглашение