"Комната Джованни" , театр на Юго-Западе, 28 июня 2017

Оригинал взят у lotta20 в "Комната Джованни" , театр на Юго-Западе, 28 июня 2017
Спектакли Валерия Беляковича живут долго. На моей памяти было так: каждый ввод, особенно если речь идет о главных героях, означал другую редакцию, смысл постановки иногда менялся кардинально. В случае с "Комнатой Джованни" ввод актера на роль Дэвида произошел уже без участия режиссера, с Джованни это случилось несколько раньше, но эффект тот же: спектакль изменился. При том, что он очень жестко застроен, разыгрывается, как по нотам, в нем почти нет места для импровизаций, свойственных другим постановкам Беляковича.
Конечно, в первую очередь изменились герои. Дэвид (Михаил Грищенко) - не очень уверенный в себе парень, чья притягательность обусловлена прежде всего внешностью. На него сильно действуют перенесенные подростковые травмы, в нем нет победительности прежнего (Олега Леушина), нет его злости (на себя и на весь мир), нет иронии. Самовлюбленность этого Дэвида - от инфантильности, он по сути плывет по течению, поддаваясь сперва отцу, потом - Хелле, потом - Джованни. Его бунт против них - бунт подростка, к тому же он значительно моложе их всех. Cлово "чистюля" в применении к нему имеет теперь смысл, чего раньше не было.
Фарид Тагиев (Джованни) похож на хищную, но измученную птицу. Вся инициатива в отношениях принадлежит ему. Это сильная фигура, как часто бывает, попавшая в зависимость от слабого. Иронии здесь тоже нет, боль Джованни ничем не смягчается, не скрашивается.
"Старая гвардия" - Карина Дымонт, Санников, Ванин, Наумов. К несчастью, ушел из жизни Виктор Борисов (Жак), вносивший в спектакль дополнительную трагическую ноту. Вообще, трагизма в старшем поколении почему-то поубавилось. Понятно, что Константин Курочкин и сам еще довольно молод, но и Ванин стал играть "легче", а Наумов трагедию из своего героя почти убрал. И это я связываю с новой расстановкой сил в главной паре героев, остальные неминуемо подстраиваются под них. Однако "старая гвардия" плюс массовка выполняют важнейшую роль, на них держится костяк спектакля. Они и, конечно, жесткая режиссура создали возможность почти безболезненного ввода новых исполнителей. Что касается трагизма, то это дело наживное, его и раньше было то больше, то меньше.

А теперь о главном изменении, которое произошло со спектаклем. Белякович сумел на основе романа-бестселлера Джеймса Болдуина о жизни "меньшинств", наполненного психологической и бытовой конкретикой, создать театральную притчу о любви и эгоизме. Он достиг высокой степени обобщения, и неслучайно среди зрителей так много женщин, которые не только же на красивых мужчин пришли посмотреть. Они считывают подтекст - это спектакль действительно о любви. То, что "у шеста" сошлись двое мужчин, обостряет конфликт: они - противники, их отношения - борьба (за собственное счастье, за право обладания другим). Когда речь идет о мужчине и женщине, это не столь очевидно, а для притчи нужна простота.
Это можно понять лишь в сравнении, но спектакль создавался на других актеров - на Олега Леушина и Алексея Матошина, исходя из их возможностей. Он весь заполнен музыкой, и герои постоянно двигались ей в такт, даже когда не танцевали. Они существовали в едином ритме спектакля, усиливая его звучание. Кажется, что это лишь техническая сторона, ведь у новых исполнителей есть свои достоинства - и актерские, и мужские, которые могут что-то компенсировать (и компенсируют). Но этой потери, видимо, было не избежать: из-за других пластических возможностей новых исполнителей резко упала степень обобщения, театральной условности. Герои стали более конкретными, их поведение, реакции в чем-то более точны и сложны, чем раньше, но все это уводит спектакль подальше от притчи. Новым зрителям это, конечно, непонятно, они все воспринимают все с чистого листа, и я им завидую немного. И при этом я очень рада, что "Комната Джованни" сохранилась в репертуаре - и в очень достойном варианте.





фото с сайта http://teatr-uz.ru/
За возможность еще раз посмотреть спектакль большое спасибо театру и лично pamsik
Страницы театра в соцсетях https://www.facebook.com/page.teatr.uz/
https://vk.com/teatr_na_uz ; https://www.instagram.com/teatr_uz_adm/
видеоканал https://www.youtube.com/user/ugozapadny