Метро военное

В старейшем столичном электродепо «Северное» вспоминали военные годы. Участники митинга, посвящённого 72-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, почтили память погибших минутой молчания и возложили цветы к обелиску. Ветераны делились воспоминаниями, прозвучали песни военных лет в исполнении Академического хора Московского метрополитена, руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов и начальник метрополитена Дмитрий Пегов поздравили коллег с Днём Победы.

00. Митинг Победы. 05.05.17.04..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.07..jpg
«День Победы – это великий праздник, знаменующий общий подвиг нашего народа. Сегодня мы благодарим ветеранов-метрополитеновцев за подаренное нам мирное небо над головой и чтим память героев, которые так и не вернулись с фронтов этой страшной войны», – сказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.16..jpg

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения началась мобилизация, треть работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами.

С первых же дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. В электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.

22 июля 1941 года в Москве впервые прозвучал сигнал воздушной тревоги. Во время налётов вражеской авиации станции и тоннели метро превращались в убежища для москвичей. При объявлении сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов и население размещалось под землей. В ночное время вне зависимости от налетов люди могли проходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннелях.

На всех станциях были установлены откидные металлические мосты для спуска с платформы в тоннель, оборудованы фонтанчики с питьевой водой и туалеты, завезены леревянные топчаны и детские кроватки. Для укрытия горожан использовались как действующие, так и недостроенные станции. Под землёй можно было получить медицинскую помощь, за время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более двухсот новых жителей столицы.

На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. Уже на второй день войны станция «Кировская» была закрыта для пассажиров и переоборудована под командный пункт Генштаба. На станции «Красные ворота» создан командный пункт Наркомата путей сообщения.

15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена и минирование объектов, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в электродепо «Сокол» готовились к эвакуации вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто. Это решение было признано ошибочным и движение поездов возобновилось.

Метро Маяковская. 1941..jpg
Фото: https://pastvu.com

Метро. депо Северное.1943..jpg
Фото: https://pastvu.com

Метрополитеновцы трудились на строительстве оборонительных рубежей столицы, собирали деньги для нужд фронта, на эти средства были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принявший участие в боях на Курской дуге. Сталин отправил телеграмму: «Прошу передать работникам Московского метрополитена, собравшим 706 тысяч рублей на строительство бронепоезда, благодарность Красной Армии». За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и надёжное укрытие населения во время бомбежек в 1947 году Московский метрополитен был награждён орденом Ленина.

В декабре 1941 года возобновилось прерванное строительство новых линий метрополитена. В январе 1943 года был введён в эксплуатацию участок от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина», а спустя год от Курского вокзала до Измайловского парка. В дни войны были построены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Семёновская», «Бауманская», «Электрозаводская» и «Партизанская».

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.09..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.02..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.03..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.05..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.08..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.14..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.12..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.10..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.17..jpg

Депо Северное. Митинг Победы. 05.05.17.19..jpg