Спектакль "Римская легенда" в Московском театре Русской драмы п/р М. Щепенко

Оригинал взят у katya_husky в Спектакль "Римская легенда" в Московском театре Русской драмы п/р М. Щепенко
«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили». (Мк. 16:9)

Я вновь провела вечер в зрительном зале горячо любимого мною Театра русской драмы под руководством М. Щепенко. В этот раз я побывала на спектакле «Римская легенда». Признаюсь, такой выбор спектакля для просмотра был неслучаен. Ведь, когда как не накануне великого христианского праздника Светлой пасхи, хочется глубже осознать, проникнуться его значимостью, «смахнуть» тот мирской сор, который из дня в день по нашему собственному нерадению и маловерию покрывает наши сердца толстым слоем «грязи», медленно, но планомерно разрушающей наши души.


(фото с сайта театра)

На малой сцене Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна артисты театра Русской драмы напомнили зрителю историю одного пасхального чуда и торжества Веры Христовой. И еще забегая вперед, скажу, что я с большим интересом ждала финальную сцену. Меня не покидало любопытство, каким будет техническое решение в отношении кульминационного эпизода спектакля :-). Но об этом позже.


В нескольких словах опишу основной сюжет спектакля. Иисус Христос, преданный Иудой за 30 серебрянников, был приговорен к смертной казни на кресте. Мария Магдалена, апостол Иоанн и Пресвятая Богородица неукоснительно следовали за Христом. Они находились подле него, когда он висел на кресте, в то время, как некоторые другие его ученики убоялись и отступили.

После распятия и погребения тело Спасителя, «воскре́сшаго в третий день, по Писанием» (Символ Веры), чудесным образом исчезло из пещеры, т.е. гроба, в которую его положили после снятия с креста, привалив камнем и назначив круглосуточную стражу. Мария Магдалена стала первой, кто засвидетельствовал воскресение Иисуса Христа.

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 1-9).

И вот зритель становится свидетелем большого расследования, в котором герои пытаются установить, что же все произошло: великое Чудо или жалкое мошенничество горстки учеников распятого. На глазах у зрителей происходит противостояние человека ветхого и человека обновленного, Закона Божия и закона человеческого. Два мира: великая римская элита, погрязшая в грехах, похоти, чревоугодии, разврате и лицемерии, и смиренные последователи Христовы, пренебрегающие всеми мирскими благами и несущие в себе любовь. Для ветхого человека дико и непонятно, что ради спасения собственной жизни кто-то отказывается соврать или готов прийти на помощь обидевшему его. На чашах весов – два мира, две совершенно разные перспективы. И какую из них примут герои, и вместе с ними и зритель? Вот она истинная свобода :-) Свобода духовного выбора. А вовсе не то подобие, что нам так сладко подается со всех сторон под лозунгами «свободы слова», «свободы самовыражения», «свободы творчества», «свободы отношений» и так далее.

Вообще, во время просмотра спектакля, порой задумываешь о следующем. Многие атеисты и скептики довольно часто обвиняют христиан в том, что у них на все есть самая простая отговорка – «я верю и потому никакие доказательства мне не нужны». По их мнению, ограничиться «я верю» намного проще, чем найти логические объяснения, доводы разума, научные выкладки и прочее… И вот наблюдаешь за духовными терзаниями героев спектакля, и обращаешь внимание, как же на самом деле это сложно. Невероятно сложно просто ВЕРИТЬ. Всем сердцем, искренне и твердо. Душа легионера Адриана действительно стремится верить, но человеческая сущность всеми возможными способами цепляется за поиски доказательство и «законы логики». А ведь между тем, христианская логика намного более константна , чем «логика» просто человеческая или бытовая. В ней нет «второго дна», нет условностей или полутонов. Все просто и прозрачно. Есть заповеди и Закон. Если следуешь им, то – одно. Если – нет, то нет. И никаких «а если», «а вдруг», «а вот кто-то».. И Адриан, будто тот самый Фома, мечется в поисках каких-то доказательств. Его душа не успела окончательно загнить, и сердце его не черство, несмотря на жизнь в обществе, прославляющем пороки и страсти. Но пока он не готов принять головой то, что давно подсказывает ему сердце. Ему недостаточно слов любимой Елены и свидетельств Марии из Магдалы. Ему нужны еще какие-нибудь доказательства. И мне показалось, что душа его находит их тот момент, когда между ним и Марией происходит разговор о прощении и любви.

Если для веры Адриану нужны еще какие-нибудь доказательства, чтобы поверить, то как быть тому, кто сам был очевидцем чуда, и сам засвидетельствовал, что «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39), но по маловерию своему и недоверию промыслу Божиему, готов отступиться от истины и солгать, ради спасения (как ему кажется) тем самым своих близких?

В какой-то момент даже сочувствуешь великому римскому императору Тиберию, к которому Мария Магдалена пришла возвестить радостную новость о воскресении Спасителя. Слова Марии о жизни вечной оказались очень заманчивы для кесаря, и кажется, что даже коснулись его сердца. Но будучи самовольным заложником греха, он являет собой зрителям, что причина его страданий на самом деле кроется в нем самом. Помните строки из Евангелия про богача, верблюда и игольное ушко? Вот и Тиберий кажется в чем-то на него похожим.

Духовная борьба происходит в душе всех героев. Кто есть первые христиане, которым Спаситель заповедовал идти «по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари»? Ученики распятого Царя Иудейского или апостолы Бога Живого и Всемогущего, воскресшего «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»?

А еще один из важных вопросов, которые затрагиваются в спектакле, - что есть настоящая любовь. Любовь – страсть? Любовь - собственничество? Любовь покоряющая? Любовь отдающая? Любовь – служение?

Как и первые христиане расходятся в конце спектакля разными дорогами, там и нам показывается, что на самом деле нет одного стандартного пути к спасению. Кто-то становится миссионером, как равноапостольная Мария Магдалина и другие ученики, проповедуя Слово Божие во всех уголках земли. Кто-то, как Елена и Адриан, рука об руку следуют за Христом, создав семью – «домашнюю церковь» и служа Господу, рождая и воспитывая новых христиан. «Оставь. Разве не видишь ты, что их сам Христос ведет?» - говорит Мария Магдалина своей спутнице, когда так укоряет молодых в отступничестве от миссионерского пути. А кто-то ищет спасения путем покаяния, как раскаявшийся стражник с сокрушенным сердцем. У каждого свой путь, но цель одна – Христос. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»(Мк. 16:16).

Ах да… Я же так и не сказала, какое техническое решение придумали поставщики в отношении превращения куриного яйца, подаренного императору, из белого в красное)). А знаете, пусть это будет небольшим секретом. Вот приходите в Театр Русской драмы на спектакль «Римская легенда», и сами увидите. А заодно получите огромное удовольствие от актерской игры артистов и пищу для размышления.

Большое спасибо за приглашение любимому Театру Русской драмы под руководством М. Щепенко, Наталье pamsik и сообществу moscultura

Странички театра в соц.сетях: Facebook, Вконтакте, Инстаграм
.