Накануне открытия навигации в Москве

Прежде навигацию в Москве открывали 22 апреля, в день рождения известно кого. В этом веке — в разные даты, к примеру, в 2017-м — 28 апреля. А пресс-конференцию Мостурфлота, посвященную навигации этого года, я посетил еще в первой половине месяца.



Обычный (неэлектронный) компас в рубке на «Сергее Есенине».

Встреча состоялась на «Сергее Есенине», корабле, происхождение которого представляется любопытным. Пять круизных кораблей для Советского Союза было построено на австрийской верфи в 1984–1986. Эта верфь была одной из сильных ячеек австрийской компартии, и вот им и был сделан такой заказ как акт поддержки от нашей компартии, хотя корабли обошлись гораздо дороже, чем если бы их построили в ГДР. Один из этих кораблей — «Валерий Брюсов», который последние месяцы пришвартован на Крымской набережной и находится в фокусе внимания городской прессы, другой — «Александр Блок», долгое время стоявший на приколе у Центра Международной Торговли, ну и «Сергей Есенин» — тоже из них.



Фото сделано в капитанской рубке «Сергея Есенина»: корабль действительно управляется вот такими джойстиками.



Типичная каюта на «Сергее Есенине».

До того, как я услышал жизнерадостный спич программного директора Мостурфлота Владислава Хасикова, я даже не подозревал, что Мостурфлот плавает по всему миру, да так, что в Европе, к примеру, остались неохваченными только Гвадалкивир и Луара.

программный директор Мостурфлота

программный директор Мостурфлота

Но по правде сказать, приключения теплоходов Мостурфлота на Ниле и Меконге, и даже в другом полушарии — в Замбии или Австралии, были мне менее интересны рассказа о дореволюционном колесном пароходе, который катает туристов по Западной Двине. Вот это да!

Двадцать два года я хожу на пресс-конференции, но подавляющее большинство из них были, упрощенно говоря, айтишные. А изредка оказываясь на прессухах танцевальных фестивалей или боксерских шоу, вообще в каких-то новых для себя сферах, как к примеру,  у операторов речного флота, подмечаешь всякое неожиданное. Так еще во время экскурсии в Музей канала имени Москвы, я заметил, что любые экскурсоводы или официальные лица обращаются к присутствующим, как к тем, кто немало плавал на круизных теплоходах. Пресс-конференция Мофтурфлота это впечатление усугубила: представители Мостурфлота с такой уверенностью подразумевали, что каждый из собравшихся на теплоходе «Сергей Есенин» знает или в ближайшее время узнает на практике о речных путешествиях, с какой представители Майкрософта, представляя новую версию Windows, подразумевали, что присутствующие ее всё равно не минуют и установят.
Но я пока не морской волк, и буду излагать то, что показалось интересным сухопутному жителю.



Важно: себестоимость круизного отдыха крайне высока, а доходность в наших широтах довольно мала из-за ограниченности сезона навигации. Отсюда, кстати, может появиться осенняя скидка в 30% от летней цены билетов.
Летом плавают, главным образом, семейные туристы (на жаргоне операторов «семейники»). А общее по всем группам соотношение мужчин и женщин: 30% и 70%. И это умозрительно можно понять. Мужчины, к примеру, придумали вязание, но у какого мужика хватит терпения сплетать нитки, и вязание «ушло» к женщинам. Аналогично мужчины построили круизные теплоходы, а женщины охотнее их отдались покачиванию речных волн, кайфу и трансу скольжения по достаточно безопасным водным пространствам.

Мужчинам же более подходит покинуть кадисскую бухту на борту «Санта-Марии», хотя и в круизах Мостурфлота доля мужчин неизменно растет.

Как маркетолог я понимаю, что время и деньги подавляющего большинства людей уже распределены на удовлетворение значимых для них потребностей. И неважно, насколько ваш продукт хорош (а круиз обычно всегда хорош). Чтобы стать популярным, он должен суметь втиснуться в жесткую разблюдовку времени и денег человека.

Для этого есть две стратегии — «Вместо чего-то» — быть дешевле или быстрее, чем то, чем человек уже пользуется, и — «Вместе с чем-то» — безболезненно совмещаться с чем-то, чем человек уже пользуется или интересуется, и давать возможность получить что-то новое за это же время.

В силу этого маркетолог в первую очередь смотрит, на что сейчас тратит время и деньги основная масса целевой аудитории. После этого думает, «вместо чего» или «вместе с чем» может использоваться его продукт. Короче, обычно приходится втискиваться в готовое меню — замещая одно из блюд или прикидываясь гарниром к нему.

В рамках стратегии «вместе с чем» Мостурфлот начал развивать мужской, женский и детский клубы. В мужском клубе, не дожидаясь чемпионата мира, уже в этом году пройдут футбольные вечера с упором на звезд былых времен и эпохальные матчи прежних чемпионатов. А на некоторых стоянках мужчинам будет предложен сервис цивилизованной рыбалки. И т.д. и т.п. вплоть до самой «обездоленной» категории туристов — ребят среднего школьного возраста, которые в этом году получат экскурсии-квесты, разработанные специально для них.
Как литературоцентричный человек отмечу еще проект истории вокруг рек «Река времени», начатый  в прошлую навигацию «Серебряным веком» (в нынешнюю навигацию эта тема будет представлен концертами и инсталляцией на «Иване Крылове») и  продолжаемый вскоре фестивальной программой на «Михаиле Булгакове», исторической про XIX век — на «Николае Карамзине», кукольно-театральной — на «Сергее Образцове».



Ну, а рамках «Вместо чего-то» Мостурфлот уже несколько лет активно использует судно-лоукостер «Княжна Анастасия». Обычные туры, особенно на так называемых синих маршрутах, как в терминологии Мостурфлота называются плавания к северным монастырям Валаамскому и Соловецкому, могут стоить дороже 40 тыс. руб. Покупая путевку на «Княжну Анастасию», пассажир платит только за те услуги, которые сам выберет, и цена такой путевки уже обычно становится менее 10 тыс.

Рост продаж путевок по сравнению с прошлым годом — больше на 25%, а в интурах — на 40%. Иностранный турист вернулся после небольшой паузы на российские реки. Детей также всё больше — случается в рейсах до 60 детей на 300 пассажиров.

Зимой, когда белые с голубыми усами суда отправляются на стоянку в Хлебниковский затон и выстраиваются на зимовку на пожарном расстоянии в 25 м,  туристам Мостурфлота предлагаются автобусные маршруты. Первый завершившийся на днях сезон такой услуги показал ее востребованность.

Ресторан на «Сергее Есенине».



Вывеска бара «Свирь».



И танцпол в этом баре.



Карта водных путей с городом Брежнев (который теперь Набережные Челны).





Читальный зал на «Сергее Есенине».





Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму, показала на своем ноутбуке фотографии нового круизного четырехпалубного теплохода проекта PV300VD, который строится на Астраханских верфях для Мостурфлота. Он может ходить не только по рекам, но и по морю. Скоро уже будет в деле.
В чем пафос этого события? Не поверите, но это первый круизный корабль, (почти) построенный в нашем отечестве после 1958 года. Атомные ледоколы и авианосцы мы не ленились строить, а круизные теплоходы, оказывается, не делали!





От Андрея Пичугина, заместителя генерального директора по безопасности судоходства, я услышал, что на всех судах компактные камеры имеются везде, кроме жилых кают.





Есть, оказывается, огромная трудность в получении туркменской визы, есть, оказывается, интернет-клубы некоторых теплоходов. Целый мир рядом с нами, с которым понемногу начинаю знакомиться благодаря lica_alica и travel_russia.