Elena Smirnova (elena_2808) wrote in yamoskva,
Elena Smirnova
elena_2808
yamoskva

Categories:

«Погиб наш юный барабанщик, но песня о нем не умрет!»

Драма Афанасия Салынского «Барабанщица» (1958) посвящена годам Великой Отечественной войны. В основе ее - ситуация «двойной» жизни героини Нилы Снижко, молодой советской разведчицы, вынужденной «быть врагом среди своих». Отвергаемая всеми, кто ее окружает, в т.ч. и дорогими ей людьми, она, вопреки сложившимся обстоятельствам, выполняет свой долг до конца. Подобное самопожертвование придало сюжету пьесы (как отмечал сам автор), «нечто похожее на библейский мотив. Праведница и толпа».



Салынский вспоминал о замысле своей пьесы так:

«В 1943 году в одном из освобождённых городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые её окружали, она переносила с мужеством и каким-то веселым азартом. Её называли «овчаркой», говорили о том, что она, когда немцы были в городе, водилась с оккупантами, работала на них… Меня увлекла, на мой взгляд, совершенно свежая ситуация. Героиня — среди своих, в освобождённом, ликующем городе вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы».

«Барабанщица» - спектакль из золотого фонда Театре Армии. Первая постановка состоялась в 1959-м, с тех пор он был показан более 700 раз.

В канун 2020 года, в котором будут отмечаться 75- летие Победы и 90-летие Театра главный режиссер театра Борис Морозов представил зрителям свое прочтение этой легендарной пьесы (премьера прошла 19 ноября 2019).

В моем, таком уже далеком детстве, «Барабанщица» с Людмилой Касаткиной в роли Нилы Снежко (запомнила только ее) была любимым спектаклем.

Потом он исчез с экранов ТВ и появился уже спустя годы с Алиной Покровской, и ее Нила, на мой взгляд, во многом проигрывала образу, созданному Людмилой Ивановной.

Смотреть новую постановку «Барабанщицы» я шла с опаской, тем более, что практически во всех отзывах пишут, что время этой пьесы, увы, прошло…

НЕПРАВДА!!! Спектакль оставил в моей душе очень сильное впечатление.

Постановка замечательная! Бережное отношение режиссера к тексту пьесы, прекрасная сценография (на сцене красуется даже описанная у Салынского кровать с амурчиками), замечательно воссоздана атмосфера тех лет, умело подобраны костюмы, очень интересное музыкальное сопровождение.



Режиссер, вслед за автором пьесы, сосредоточил основное внимание не на поступках героини, а на раскрытии сложного внутреннего состояния человека, вынужденного ежеминутно притворяться и лгать, скрывая истинные чувства и мысли, хотя притворство и ложь органически чужды его природе.

Все актерские работы в спектакле заслуживают внимания,



но, безусловно, основная нагрузка выпала на хрупкую исполнительницу роли Нилы – Ольгу Герасимову, которая просто блестяще воплотила на сцене девушку, у которой «два лица, две души», «сваренную из двух половинок», да так, что «шва не видать».








Конечно, Нила мечтала, что после победы, когда можно будет наконец-то сбросить с себя так ненавистную ей маску, все у нее будет хорошо. И ведь она, действительно, заслужила свое счастье!

Нила росла в детдоме, где воспитателем была немка Марта Шредер, научившая ее владеть в совершенстве немецким языком и рекомендовавшая для подпольной работы в тылу фашистов на советской земле.

С какой болью в голосе она говорит Марии Игнатьевне (матери своего возлюбленного Федора) о том, что никого в жизни не называла «мама», и что она все умеет делать, а мечта у нее – поступить в институт.

Но жизнь ее нелепо оборвалась, когда счастье уже было так близко!!!





В своих воспоминаниях Афанасий Салынский представляет «судьбу Нилы, как трагическую судьбу, которая оборвалась, как и жизнь барабанщика, не допевшего своей песни» и поэтому немецкая революционная песня «Маленький барабанщик» (русский текст Михаила Светлова. Уверена, что она неизвестна современным школьникам, а мы-то знали ее текст наизусть!!!), стала лейтмотивом пьесы «Барабанщица».

«Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо.
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов.
Средь нас был юный барабанщик,
В атаках он шел впереди.
С веселым другом барабаном,
С огнем большевистским в груди.
Однажды ночью на привале
Он песню веселую пел,
Но, пулей вражеской сраженный,
Пропеть до конца не успел…»

А как пела Ольга Герасимова в спектакле эту песню! От души, без малейшего пафоса, без слез слушать было просто невозможно!!!

И еще в спектакле очень мощный финал - на большом экране показаны черно-белые фото участников Великой Отечественной войны и кадры Бессмертного полка…



Борис Морозов поставил сильный, глубокий и патриотичный спектакль.



«Сегодня, к сожалению, очень актуальна тема патриотического воспитания детей и подростков. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ» ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.
В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
...Тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением «классики», просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях» (https://urok.1sept.ru/статьи/614047/).


Так вот, я считаю необходимым в обязательном порядке сводить учеников московских школ, студентов московских вузов и многочисленных колледжей в ЦАТРА на «Барабанщицу».

Ну не должны просто кануть в лету незамысловатые трогательные истории о людях, отдавших свою жизнь за Победу!

«Погиб наш юный барабанщик,
Но песня о нем не умрет!»

За приглашение благодарю сообщество moscultura (ehidna_mau) и Театр Армии!!!

Информацию о спектакле можно посмотреть на сайте Театра и его страницах в соцсетях:

http://teatrarmii.ru/
https://www.facebook.com/officialcatra/
https://vk.com/officialcatra
https://www.youtube.com/user/OfficialCATRA.

Фото взяты из открытых источников.








Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments