Elena Smirnova (elena_2808) wrote in yamoskva,
Elena Smirnova
elena_2808
yamoskva

Categories:

«Сказки Венского леса», рассказанные в Театре им. Вл. Маяковского

29 декабря я посмотрела на камерной сцене Театра им. Вл. Маяковского спектакль Никиты Кобелева «Сказки Венского леса».



До этого видела только одну работу Никиты (но какую!!!) – спектакль «Бердичев».

Ознакомилась с публикациями прессы о спектакле – запуталась в перечисленных действующих лицах и, в результате, так и не поняла, что же мне предстоит увидеть.

Это первая постановка написанной в 1931 году пьесы австрийского драматурга Эдена фон Хорвата в российском театре.

Чуть более трех часов перед зрителями разворачивается острая психологическая (а совсем не сатирическая, как заявлено в программке) драма о безысходности человеческих судеб владельцев небольших венских магазинчиков накануне прихода к власти фашистов.

Меня заинтересовало, почему режиссер решил поставить именно это произведение, понимая, что показать модное сейчас свое видение известной широкой аудитории зрителей пьесы куда легче.

Видимо, девиз Никиты Кобелева – «Мы не ищем легких путей!»

Вот как он сам объясняет выбор пьесы в своих интервью:

«Пьесу «Сказки венского леса» я нашел в букинистическом сборнике. Потрясла и пьеса, и судьба автора, которого сегодня в Германии чтут наравне с Брехтом».
«Прочёл сборник залпом, понял, что хочу ставить именно «Сказки» - сочный и яркий язык, накал страстей, какой редко сыщешь в классической драматургии – и стал ждать, когда появится возможность поставить спектакль.
Отказ от «гарантированного» счастья ради любовной авантюры с практически гарантированным печальным финалом – таких сюжетов в мировой драматургии действительно немало.
«Сказки Венского леса» привлекли меня ёмкостью, жёсткостью и узнаваемостью. Эта пьеса для меня чем-то сродни «Бесприданнице, но она острее – нет необходимости в скидке на происхождение и бедность героини, как это приходится делать в отношении Ларисы.
Хорват постарался показать слепую и глупую любовь со всей допустимой беспощадностью, выявив оборотную, неприглядную сторону трагедии чистого бескорыстного чувства, оставшегося невостребованным».


Слепую и глупую любовь Марианны (дочери владельца магазина игрушек) превосходно показала зрителям Анастасия Дьячук.

Я всегда утверждала, что актеру нужен режиссер, который его чувствует (как алмаз нуждается в профессиональном огранщике, иначе он не заиграет).

Не так давно главным моим разочарованием после просмотра спектакля «Снимается кино!» была именно Настя. А здесь буду петь ей дифирамбы, я была просто потрясена ее игрой – настолько она была убедительна во всех сценах.






Бесспорно, в руках талантливого Никиты Кобелева она превратилась в самый что ни на есть драгоценный бриллиант!

До сих пор в ушах звенит ее вопрос «Что ты еще приготовил мне, Господи?».



А приготовил он ей, к сожалению, очень много испытаний. Расплата за внезапно вспыхнувшею в ней любовь ждала ее очень жестокая…





Анастасии Дьячук поражает своей искренностью, виртуозностью и желанием донести до зрителя всю трагедию своей героини.

«Я сразу влюбилась в «Сказки венского леса», когда еще читали пьесу. Это одна из лучших пьес, по-моему, в мировой драматургии» (из интервью актрисы).

Героиня Насти воспылала любовью к Альфреду, никчемному игроку на скачках, но обладающему, как говорится, «отрицательным обаянием».




В прочитанных мной рецензиях все в один голос утверждают, что Вячеслав Ковалев убедительно сыграл Альфреда. Мне так не показалось. Возраст и внешние данные артиста у меня никак не вяжутся с образом сердцееда. Хотя в «Изгнании» он мне очень понравился.





Прекрасные актерские работы продемонстрировали Сергей Рубеко (отец Марианны, владелец магазина игрушек Цауберкениг),



Игорь Марычев (Ротмистр), Юлия Силаева (Валерия, владелица табачного магазина, любовница Альфреда)



и Александра Ровенских (мать Альфреда).



Еще на спектакле «Снимается кино!» у меня появился любимчик - Всеволод Макаров, сыгравший с бесподобной иронией своего Киногероя (в программке указано «киноактер»). Я им любовалась все действие.
Здесь у него небольшая роль Эриха – студента, племянника Цауберкенига и, по совместительству, альфонса (а в конце спектакля он появляется аж со свастикой на рукаве). И в этом образе Всеволод тоже был очень убедителен!

Отдельно следует выделить небольшую, но задающую спектаклю тон, роль девочки еврейского происхождения Иды, которую исполнила Дарья Хорошилова. Браво!



К сожалению, бабушкой Альфреда была в этот вечер не Татьяна Орлова, об исполнении которой роли «чудовища в юбке» написано столько лестных слов. А вот Елена Мольченко, на мой взгляд, не нашла нужных красок для создания запоминающегося образа.

Очень интересное музыкальное оформление спектакля – какая же Вена без вальсов Иоганна Штрауса. При этом, вальс с одноименным пьесе названием звучит по мере накала трагизма действия, наоборот, все веселее (браво Николаю Орловскому, музыкальному руководителю постановки).



И, по иронии судьбы, мне опять (а так было практически все второе действие спектакля «Снимается кино!») в лицо бил осветительный фонарь, подсвечивающий временами лавку влюбленного в Марианну мясника Оскара (Андрей Сергеев).



Причем, толку от этого освещения для действия не было практически никакого.
А стеклянные витрины лавок, являющиеся главным элементом декорации, бликовали и этим изрядно мешали (художник по свету Андрей Абрамов).

Посмотрела я спектакль с большим интересом. Скучно мне не было.



Если вы уже видели спектакли Никиты Кобелева и вам нравится стиль его постановок, то советую сходить на «Сказки Венского леса» – достойная работа и режиссера и актеров. Но попереживать на нем придется немало!

За приглашение благодарю сообщество moscultura (tushinetc) и Театр им. Вл. Маяковского ( страница спектакля на сайте театра http://www.mayakovsky.ru/performance/skazki-venskogo-lesa/).

За афишей Театра и новостями удобно следить на егостраницах в соцсетях:

https://www.facebook.com/t.mayakovskogo
https://vk.com/t.mayakovskogo
https://t-mayakovskogo.livejournal.com/
https://twitter.com/mayakovka
https://www.youtube.com/user/mayakovka

Фото сцен из спектакля взяты с сайта театра



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments