Category:

«Страсти по Марку» в «Зарядье», или Что мы знаем о Страстной неделе?

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».  Спасибо, Михаил Афанасьевич, за эту прозу, которая звучит как поэзия... 

А дальше, как вы помните, у прокуратора был плохой день. Плохой, если не сказать, ужасный, день был и у «подследственного из Галилеи», Иешуа Га-Ноцри, Исуса из Назарета.

14 числа весеннего месяца нисана  иудеи начинают праздновать один из главных своих праздников, Песах, посвященный исходу из Египта, обретению народом свободы и своей земли. Именно для того, чтобы отпраздновать этот праздник, Исус с учениками и пришли в святой город Иерусалим. Но... 

Входя в Иерусалим, Иисус заявил о себе как о Мессии. Всенародно.

В Вифании женщина совершила помазание, которое символизировало последующие страдание и смерть Христа.

Далее урок смирения: омовение Иисусом ног ученикам.

Тайная вечеря. Последняя трапеза с учениками, во время которой Иисус говорит много важного: учит, предсказывает и предупреждает. Главное предупреждение, которое  помнят все, о том, что один из присутствующих станет предателем.

Путь в Гефсиманский сад и предсказание о том, что ученики оставят своего учителя.

Моление о чаше. Этот момент мне кажется самым важным: «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».

Поцелуй Иуды. Арест. Иисус предстает перед первосвященником в Синедрионе. Троекратное отречение апостола Петра. Суд Пилата. Бичевание. Терновый венец. Крестный путь. Срывание одежд. Распятие. Смерть.

Снятие с креста. Положение во гроб. Воскресение...

Все, что происходит с момента вхождения в Иерусалим и до положения во гроб (включительно) – христиане называют Страстями Христовыми. Страсти в данном случае – страдания духовные и физические. Можно было бы написать подробнее, но, думаю, любой, даже соверенно неверующий человек, знает, о чем идет речь.

Страстная седмица – семь дней, в которых объединено все, от ожидания праздника до отчаяния, от смерти до воскресения. 

О развитии событий мы знаем благодаря четырем «Евангелиям»: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Уже в раннем христианстве сложилась традиция декламировать или разыгрывать «Страсти»  в лицах на богослужениях. В XVIII веке их начинают исполнять как ораторию,  т.е. крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Автор самых знаменитых ораторий – Иоганн Себастьян Бах. 

Четыре «Евангелия»- четыре музыкальных цикла «Страстей» у Баха. Возможно, самыми популярными являются «Страсти по Матфею». «Евангелие от Матфея» - первая книга «Нового Завета» и первое из четырех канонических «Евангелий». [Недаром Левий Матвей везде ходил за Иешуа...] Но услышать удалось «Страсти по Марку». 

«Евангелие от Марка» - второе в каноническом списке. Апостол Марк считается учеником Святого Петра. Соответственно, как указывает один из христианских источников, «Петр рассказывал, Марк писал». Хотя, по преданию, в ночь ареста Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. Косвенным подтверждением этого является история, которая приводится только в этом Евангелии: о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле. Когда его попытались схватить, молодой человек  оставил одеяло в руках воина, и убежал совершенно нагой. 

Апостол Марк писал «Евангелие» для уверовавших язычников, т.е. не для иудеев (как Матфей, например). Эта история самая короткая из четырех, исследователи называют ее стиль живым и динамичным, язык – скорее разговорным, а не литературным.

Бах написал «Страсти по Марку» на страстную пятницу 1731 года. Партитура была утеряна, только текст сохранился. Но музыка «Страстей по Марку» была  «примерно» восстановлена на основе других произведений великого композитора.

Вот такую «восстановленную» версию я и услышала на концерте в «Зарядье».

Йорн Бойзен, несколько лет назад создавший очередную реконструкцию утраченной партитуры,

дирижировал и играл на клавесине. Нужно сказать, что делал он это практически одновременно. Впервые видела клавесин на месте пюпитра… Получилось очень гармонично.

Ансамбль  Pratum Integrum, хор Intrada и четыре солиста прекрасно звучали, рассказывая нам историю Страстной недели. 

Не хочу пересказывать умные комментарии, найденные в интернете. Хочу высказаться как не очень опытный слушатель. Тем более, именно хоровое пение имела счастье слышать вообще считаное количество раз. Я шла слушать музыку: просто отвлечься, «закрыть двери зала», дистанцировавшись от огромного города за его стенами. Но неожиданно поняла, что и вслушиваюсь (в том числе – в интонации исполнителей, в звучание хора) и вчитываюсь (в текст на экране). И удивляюсь! Удивляюсь легкости, свету, даже оптимистичности того, что слышу. 

Возможно, это реакция человека, далекого от религии. Возможно, я даже позавидовала тем, кто верит…

«Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть,  они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи». 

Булгаков был прав, как всегда. Хотя суперсовременные интерьеры «Зарядья» даже не напоминают скромную обитель Мастера, а светильники сияют много ярче свечей, но есть ощущение покоя. Покоя огромного космического корабля, который только начал странствие по Вселенной. И мы с ним…

Ссылки: сайт Московского концертного зала "Зарядье", группы  в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм

Спасибо СООБЩЕСТВУ МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu, за приглашение!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded