«Сирано де Бержерак» в постановке Игоря Яцко

Совсем недавно (6 марта 2019 года) в Театре Киноактера состоялась премьера спектакля по драме (героической комедии) Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», написанной в стихотворной форме в далеком в 1897 году.



Романтико-героическая история посвящена храброму воину, лучшему фехтовальщику Франции по имени Сирано де Бержерак, обладавшему к тому же поэтическим даром, блестящим умом и... выдающимся носом.

Интересно, что это реальное лицо. Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак - французский поэт, писатель и драматург, а также философ и гвардеец. Благодаря написанному им роману-дилогии «Иной свет», повествующему о жизни на Луне, его считают предшественником научной фантастики. Он прожил на свете всего лишь 36 лет.
Но случилось так, что о прототипе знаменитого героя сегодня мало кто знает. Литературный «носатый» Сирано полностью затмил реального человека, и при произнесении этого имени в памяти его услышавшего всплывает лишь история, некогда рассказанная Эдмоном Ростаном.

И кто только из известных артистов не играл роль парижского острослова, задиры и бесстрашного дуэлянта, самоотверженно любившего свою кузину Роксану и не смевшему до последнего своего часа ей в этом признаться…

Это и Рубен Симонов, и Юрий Любимов, и Михаил Козаков, и Константин Райкин, и Сергей Шакуров, и Максим Суханов, и Сергей Безруков….

А в театре Киноактера режиссер Игорь Яцко доверил эту роль совсем молодому еще артисту – Антону Стреляеву (выпускник ВГИКа, мастерская Фокина), который, на мой взгляд, прекрасно с ней справился!!!



Весь состав спектакля молодежный, в нем играют, в основном, выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова 2016-2017 г.г.








Антон выделяется среди них и своей харизмой, и очень приятным тембром голоса, и виртуозным исполнением ну очень длинных стихотворных монологов (и ведь ни разу не запнулся!!!). В них его Сирано и страдал и иронизировал над собой. Браво!!!



Оригинальная постановка пьесы – зрители как бы участвуют в съемке спектакля. На сцене помимо персонажей пьесы присутствуют и реальные операторы, бутафоры, гримеры и т.д., обеспечивающие процесс съемки. Часто слышится и голос режиссера, делающего свои замечания.





«Идея спектакля – это отсыл к некой «съёмке фильма», который позволяет соединить в спектакле сразу два времени: поэтическую и романтическую эпоху ХVII века с её внешним антуражем, которую описал Ростан – шпаги, турниры, доблестные рыцари и мушкетеры, роскошные костюмы – и современное время со всей своей специфичной суетой и спешкой», – отмечает в одном из интервью Игорь Яцко.

Необычная сценография – на заднике сцены то видеоинсталяции декораций (панорама города, поле боя, монастырский парк и т.д.), то видеосопровождение монолога Сирано о носе, то крупные планы героев спектакля. Визуальные эффекты временами были просто завораживающие!!!






Первое действие пьесы начинается в зрительном зале Бургундского отеля, куда на театрального представление пребывает публика, и зрители, пришедшие в театр Киноактера на какое-то время становятся зрителями, ждущими начала этой премьеры – им предлагают попробовать вкусный напиток, отведать лакомства, которые предназначены для горожан, ждущих начало действия,



их вовлекают и в круговорот событий – артисты довольно-таки активно перемещаются по залу.

Главный же герой – Сирано, и вовсе спускается с бельэтажа по веревочной лестнице.



Сложная вначале структура Ростановского стихотворного текста перестает замечаться на двадцатой минуте, по мере развития сюжета.

А завязка пьесы такова (из википедии):

«Парижский поэт, сатирик, острослов и дуэлянт Сирано де Бержерак слывёт бесстрашным и бесшабашным поединщиком. Ему нет равных ни на поле брани, ни на поле поэтических состязаний. Лишь одно смущает Сирано: он считает свой огромный нос несносным уродством. Одного слова «нос» достаточно, чтобы он вызвал собеседника на дуэль. Из-за своего «физического недостатка» он боится открыть свою любовь к кузине Роксане. Однажды Роксана, с которой они дружат с детства, признаётся, что её сердце покорил красавчик Кристиан, который как раз поступает в полк гасконцев, где служит и Сирано. Одно пугает Роксану: вдруг за чудесным лицом Кристиана скрывается очередной неотёсанный дуралей. Познакомившись с ним, де Бержерак убеждается, что парень, хоть добр, смел и честен, действительно звёзд с неба не хватает. И тут ему приходит на ум идея создать для Роксаны идеального возлюбленного: прекрасному лицу Кристиана Сирано даст свой богатый духовный мир…»







Игорь Яцко на три часа переносит зрителей во Францию времен мушкетеров, геройских подвигов, преданной любви. И вечного выбора между красотой души и тела.

Сирано — это герой вне времени и пространства — в своем драматизме гениальности, любви и одиночества — и оттого он невероятно современен.



На мой взгляд, в этом его спектакле сошлось всё, что нужно для успеха - декорации, свет, костюмы, музыка, актерская игра, поэтому я получила огромное удовольствие от его созерцания.



Следите за информацией о следующих показах спектакля на сайте Театра (https://teatrkinoaktera.ru/) и его страницах в социальных сетях (https://vk.com/teatrkinoakteraofficial, https://www.facebook.com/teatrkinoaktera/, https://www.instagram.com/teatrkinoaktera/), а также на Ютюбе (https://www.youtube.com/channel/UCnC0GxTZuqW5FhOORklacfw?reload=9&view_as=subscriber).