«DOC на Острове», Садовническая наб., 69



ТЕАТР.DOC работает с 2002 года, получил 4 высших театральных премий России – «Золотая маска» и является самым популярным негосударственным театром Москвы по мнению журнала «Афиша».

Художественный руководитель и один из основателей ТЕАТР.DOC Михаил Угаров ушел из жизни 1 апреля 2018 года, а 16 мая в столичной больнице имени Боткина умерла режиссер и драматург - Елена Гремина. Она пережила своего супруга, Михаила Угарова, всего на 1,5 месяца…

К своему стыду, я узнала о них лишь после сообщений об их уходе…

О существовании в Москве Театра документальной пьесы знала, но…сегодня театров и спектаклей огромное количество. На любой цвет и вкус. А «объять необъятное» просто невозможно!!!

Мне захотелось познакомиться с творчеством Михаила Угарова и Елены Греминой, безвременный уход которых так всколыхнул театральный мир. И вот в прошлом году я сначала неожиданно попала на фестиваль пьес Михаила Угарова (читку пьесы «Кухонька моя»), а через неделю - на спектакль, автором и режиссером которого была Елена Гремина «Подлинные истории мужчин, женщин и богов», пьесу отнюдь не развлекательного характера, после нее есть о чем поразмышлять…

А 12 апреля я была на официальном открытии новой, четвертой площадки Дока – «DOC на Острове», адрес которой – Садовническая набережная, 69.
Добраться сюда совсем несложно – от метро Павелецкая идти оказалось всего на 5 минут дольше, чем в Дом Музыки, куда дорожка была протоптана мной уже много лет назад.




В самом первом Доке, на Трехпрудном, был маленький подвальчик. В третьем Доке на Курской— два зала. В четвертом планируют три (пока обустроен и очень даже неплохо только один).

Иван Угаров в кулуарах говорил, что здесь раньше находился штаб Навального и при ремонте под слоем краски на одной из стен была обнаружена соответствующая надпись «НАВАЛЬНЫЙ».

В этот вечер была премьера спектакля «Будущее.Док».



Перед тем, как пойти в Театр, я совершила, как и советовал в одном из своих интервью (http://www.sandrianov.ru/report/tvori/107-mikhail-ugarov) Михаил Угаров, «маленький труд» - зашла на сайт театра и внимательно изучила всю информацию о спектакле.

В основе спектакля монологи ребят из 15 разных городов мира. Чтобы понять и отразить образ современного подростка, было записано полсотни интервью с парнями и девушками 13–17 лет.

«Спектакль сделан в технике headphone verbatim (дословно — «вербатим в наушниках»). Эта технология пришла к нам из Лондона, и наш спектакль — первый в России, сделанный в этой технике. Важно, что актеры не играют, а транслируют в живом времени текст, интонации, дыхание того человека, чей голос они слышат. Здесь нет актерской игры в ее привычном понимании, это воспроизведение, проживание другого человека. Ещё эта технология позволяет поделиться этим опытом проживания с максимальным количеством людей, поэтому состав спектакля не будет фиксированным: каждый раз будут играть новые актеры», — рассказал режиссёр Дмитрий Соболев.

И вот я в Театре – в длинном узком фойе на стенах афиши и многочисленные награды Театра.




Маленький, но вместительный гардероб.



Перед входом в зрительный зал – пространство уже побольше и здесь на пианино стоят портреты М. Угарова и Е. Греминой, перед которыми в вазах живые цветы…



В зале – аншлаг!!! Правда, зал небольшой, 8 рядов с хорошим подъемом, так что актеры практически на расстоянии вытянутой руки. Ты видишь их мимику, каждое движение. Полный эффект вовлечения и присутствия.



Над спектаклем работали:

Иван Угаров
Дмитрий Соболев
Даша Баранова
Марина Крижевская

+ 45 подростков, которых после премьеры в посте на своей страничке в Фейсбуке, Дмитрий Соболев искренне поблагодарил:

«Нижайший поклон всем нашим героям - подросткам, которые приезжали к нам на интервью, общались с нами по скайпу, к которым мы приезжали в гости - вы все бесподобные! Вас 45 человек, всех и не отметишь, но мы помним и ценим каждого из вас, каждую историю мы подробно расшифровывали, перечитывали, переслушивали и пересматривали бесчисленное количество раз, вы теперь часть нас самих…».
(https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2583442181683891&set=a.595401703821292&type=3&theater).

В этот вечер на сцене были (информация опять же со страницы Д. Соболева в Фейсбуке, программок не было):

Таня Владимирова
Олег Соколов
Людмила Корниенко
Дмитрий Уросов
Anastasia Patlay



(фото со страницы Д. Соболева в Фейсбуке)

«Будущее.Док» - спектакль про подростков, но предназначен он исключительно взрослым. Возрастное ограничение 18+.

В этом спектакле артисты не играют детей, а на полтора часа ими становятся, с доброй иронией передавая мысли и чувства своих персонажей.

Фрагментарно на экране появляются и сами «герои-подростки», рассуждающие, в отличие от артистов, «на полном серьезе».





А рассуждает наше молодое поколение и о непростых отношениях с родителями и одноклассниками, и о первой любви (которая может случиться даже в Детском саду), и о политике, и о религии, и о смерти…

«Смерть — она есть, поэтому я не особо боюсь смерти. Единственное, о чем я думаю и не могу уснуть, — это далеко не смысл жизни. Просто после смерти мамы я думаю о маме и задумываюсь, какая же жизнь сука. То есть я бы не выжила, если б я не смотрела мультики, не верила, не была бы каждый раз оптимистом».

Затронуты в спектакле также проблемы суицида и нетрадиционной ориентации.

«Во-первых, из меня не получилось хорошей девочки, потому что классе… наверно, в девятом. Да, помню, в девятом классе до неё дошел слух, что я как-то пыталась навести мостики, отношения с девочкой. Когда мама об этом услышала, она сильно ударила меня по лицу, что у меня кровь пошла. Потом они с отцом по этому поводу очень сильно ругались. И дело дошло очень сильно до рукоприкладства».

Прежде всего подкупает просто невероятная искренность, энтузиазм и энергия актеров.

Видели бы Вы, какая озорная девочка – подросток получилась у Тани Владимировой!!!



Очень сложный и убедительный образ непростой девочки создала Людмила Корниенко.



Немного флегматичной показала нам свою «героиню» Anastasia Patlay.



Да и мальчишки тоже были славные!!!




С техникой headphone verbatim получается интересный эффект:
«Что-то среднее между реэнактментом и ретрансляцией. В общем, актер там не актер, а такой медиум, через него (его уши) просто как бы проходит голос героя, и он его озвучивает (своим ртом). Шаманизм, короче. Очень интересно наблюдать. Ну и история предстает, с одной стороны, фрагментарно (как и реальность), с другой - чисто, как бы без домыслов и додумок авторов. И доверие к истории от этого больше» (Anastasia Patlay).

«Такая форма оказалась ключом, а «Будущее.Док» - примером театра новой искренности».

Посмотрев спектакль, мне остается только согласиться с этими высказываниями.

Зал очень тепло принял новую работу Театра, долго не отпуская артистов со сцены.



Мне кажется, что спектакль обязателен к просмотру, прежде всего, родителям детей-подростков , а также всем, кому небезразлично, в чьих руках наше будущее.

«Люди будут ходить в театр, чтобы узнавать, что на самом деле происходит в мире».