«Мои концерты— это как личный дневник» (Антон Батагов)

В сентябре прошлого года Правительство Москвы сделало москвичам и гостям столицы воистину царский подарок – концертный зал «Зарядье».



А уже 19 марта этого года на Исторической сцене Большого театра генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье» Жукова Ольга Эдуардовна получила из рук знаменитого танцовщика Сергея Полунина престижную международную музыкальную премию в области классического искусства «BraVo2019» в номинации «Концертная/театральная площадка года».

Просторное фойе в стиле хайтек: зеркала, лестницы, много света.





В архитектуре превалируют плавные линии, ласкающие глаз. Наверху – уютное кафе, в котором мебель тоже сочетается с общим, белоснежным, оформлением.





А сквозь фасадные стекла видна панорама города (правда, сейчас там еще идет стройка).

Для подъема на ярусы балкона кроме лестниц есть и лифты, и удобные пандусы.

Красивый просторный Большой зал на 1600 мест, выполненный в виде раковины, в отделке которого использованы сразу несколько ценных пород дерева, а стены выложены выступающими пластинами как чешуйками для резонирования звука.

«Стены и потолок Большого и Малого залов выложены акустическими панелями, в которых использован массив красного дерева «махагони». Напольное покрытие сцены собрано из кедра особой породы, который обеспечивает качественную акустику и необходимую реверберацию. Пол зрительского пространства зала выложен паркетной доской из дуба». (https://zaryadyehall.com/o-nas/zaly/)

Удобные сидения, много места между рядами.

Хорошая акустика, да и видно хорошо отовсюду.

«Для создания акустики в Московском концертном зале «Зарядье» был привлечен японский специалист - директор компании «Нагата акустикс» Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), спроектировавший более 50 театрально-концертных залов в мире». (https://zaryadyehall.com/o-nas/zaly/)

С момента открытия я побывала в этом зале уже трижды – на вокальном вечере («Шаляпин-гала»), балете («Сергей Полунин. Спектакль SACRE») и вот 5 апреля – на крайне редко случающемся в Москве сольном концерте Антона Батагова - «Волнение».



Да уж, репертуар Большого зала КЗ «Зарядье» рассчитан не только на широкий круг зрительской аудитории, но и отвечает вкусам самых изысканных меломанов Москвы!!!

«Я в этом году не собирался в Москве играть сольные концерты, но Главный Режиссер решил, что это неправильно и надо сыграть» (из интервью А. Батагова).



Антон Батагов в 1988 году окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано» (класс профессора Татьяны Николаевой). Двумя годами ранее получил специальный приз на Международном конкурсе Чайковского. В 1990-м выпустил на фирме «Мелодия» дебютный альбом — тройной диск «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана. Стал первым в России исполнителем ряда произведений Джона Кейджа, Филипа Гласса, Стива Райха, Мортона Фелдмана. В 1997 году ушел со сцены и вернулся к концертной деятельности в 2009-м. Записал ряд альбомов как композитор («Письма игуменьи Серафимы», «16+» и др.).

Антон Батагов - российский композитор - постминималист и пианист, создавший свой тип концертного выступления.

Вот и на своей сольной концертной программе «Волнение» он выступил сразу в двух ипостасях:

В первом отделении исполнил две пьесы Шуберта, написанные в последний год его жизни (1828), между ними – написанную Глассом специально для него пьесу Distant Figure (Passacaglia for piano) (первое исполнение в России), премьера которой состоялась в ноябре 2017 года в Дании.

Программа первого отделения:

Франц Шуберт – Пьеса №1 Франц Шуберт – Пьеса №1 из Drei Klavierstucke, D.946
Филип Гласс – Distant Figure (Passacaglia for piano)
Франц Шуберт – Пьеса №2 из Drei Klavierstucke, D.946

Во втором отделении состоялась мировая премьера музыки, написанной уже самим Антоном Батаговым к спектаклю Ивана Вырыпаева «Волнение», который будет показан 18 апреля в БДТ им. Товстоногова.

«Я читал пьесу, я знаю, что в главной роли — Алиса Бруновна Фрейндлих, и все. Чтения пьесы и ее обсуждения с Иваном было совершенно достаточно для того, чтобы написать музыку» (из интервью А. Батагова).

Это первое выступление Антона в КЦ «Зарядье» и перед началом концерта он поблагодарил тех, кто создал и пилотирует этот КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ!



Мне очень близка исполнительская манера Батагова – свет отсутствует не только в зрительном зале, но и на сцене – лампа освещает только нотный пюпитр и профиль пианиста – зрителей ничто не отвлекает от исполняемой им невероятной красоты и глубины музыки.

«Если бы освещение было обычным, возможно, интерактивная связь между мной и зрителями стала бы слабее. Помещая зрителей в темноту, я обостряю все эти механизмы. Психологически для многих это некомфортно. Людям нужно время, чтобы успокоиться, расслабиться, зато потом они полностью включаются в то, что я играю. Каждый человек оказывается наедине сам с собой и с музыкой» (из интервью А. Батагова).



Как человек, не имеющий музыкального образования, я могу оценивать исполнение Батагова только с эмоциональной стороны.

В отличие от Франца Шуберта, чьи произведения я имела счастье слушать и в Концертном зале им. Чайковского, и в Большом зале консерватории, имя Филипа Гласса я услышала в этот вечер впервые.

«У пианиста, приученного к классике, от Гласса через две минуты заболят руки, а через четыре он просто не сможет играть. К тому же нужна концентрация сознания: там сложные и всё время меняющиеся тактовые размеры. Это как ехать на большой скорости по извилистой траектории: если на секунду отвлечься, вы разобьетесь» (из интервью А. Батагова).

Я же, со своей стороны, могу лишь сказать, что в музыке, прозвучавшей в первом отделении, была какая-то магия, что-то гипнотическое (может быть именно поэтому во время исполнения 2-й пьесы Шуберта сзади меня, о ужас, даже раздался негромкий храп…)

Музыка самого А. Батагова, прозвучавшая во втором отделении, по стилю и исполнительской манере была совсем иной.



Прозвучало 10 небольших пьес, названиями которых стали фразы - цитаты из пьесы Ивана Вырыпаева:

1. Миф – это реальность
2. Слова – это то, о чем мы молчим
3. Интервью
4. Волнение – это река
5. Карьера в Нью-Йорке
6. Нью-Йорк за окном
7. Любовь – это волнение Творца
8. Я далеко
9. Еще один вариант правды
10. Я падаю вверх.

Многие из них очень соответствовали названию концерта - «Волнение», а в пьесе «Любовь – это волнение Творца» звучали по нарастающей и вовсе тревожные ноты.

Перед началом концерта, в антракте и после него, поклонники Антона Батагова, а таких в зале было немало, имели возможность приобрести компакт-диски с его записями, в том числе и с музыкой к спектаклю Ивана Ворыпаева.







А еще, как и на всех концертах Батагова, начиная с весны 2014 года, в фойе КЗ «Зарядье» стоял большой логотип приюта для бездомных животных «Зов предков», а около него - ящичек для сбора пожертвований. Антон Батагов всегда просит своих поклонников не дарить ему цветы, а положить рублевый эквивалент букета в этот ящичек.



И все-таки несколько поклонников не удержались от желания вручить любимому композитору и пианисту цветы и подарки, ведь он своим творчеством как никто это заслужил!



В конце вечера зал долго и восторженно аплодировал и добился своего - «на бис» Батагов исполнил еще одну пьесу Шуберта. БРАВО!!!