"Ревизор. Версия", театр Et Cetera, блогпоход

Режиссёр - Роберт Стуруа
Идея художественного оформления - Александр Боровский
В роли Хлестакова - Александр Калягин


- К нам едет ревизор!
- Опять?!

Спектакль "Ревизор. Версия" Роберта Стуруа в театре Et Cetera с первых же минут встроился для меня в череду постановок, объединённых общим признаком: "Гоголь - не реалист!"
Где происходит действие? В каком времени, месте - и, кстати, в который раз?..
И кто он, этот неприметный наблюдатель в чёрных очках, затесавшийся в толпу чиновников?
И чего они все ждут - ревизии или Страшного суда?
Ведь признаком того, что явившийся к ним ревизор - настоящий (сперва-то городничий Бобчинскому с Добчинским не поверил), стало упавшее с небес белое перо...



А какой он, кстати - Хлестаков?
Менее всего обращаешь внимание на несоответствие возраста Александра Калягина исполняемой им роли. Ведь, в конце концов, неважно, "старый чёрт" ревизор или молодой - это в любом случае образ, существующий в голове у городничего и мало общего имеющий с самим Хлестаковым.
Но - какой он? Беспомощный старичок, страдающий склерозом, потому и переспрашивающий постоянно, где, дескать, мы завтракали сегодня да как называлась рыба? А потом пускающийся в бессвязные то ли воспоминания, то ли стариковские фантазии о балах, Петербурге, Пушкине... И нестерпимо жалко его...
Или - внезапно - нечто жуткое, бесформенное, нависающее над окаменевшим от ужаса городничим - "я везде, ВЕЗДЕ!"
Или - и в самом деле мошенник?
Или - настоящий ревизор?..



Городничий никогда этого не угадает; да даже если бы и распознал он настоящего ревизора, это бы его не спасло, потому что вести себя с ним он будет единственным ему известным способом.
А значит - история будет повторяться.
В малейших деталях - вот и городничий уже раздраженно подхватывает реплики чиновников и договаривает за них. А те - привычно уже бросают пачки денег в сумку, чтобы "подсунуть" инкогнито проклятому. Нет нужны каждому отдельно с взяткой ходить, итог-то один...
Они просто не умеют иначе.



Эдакий день сурка, из которого не выбраться.
И с неминуемо маячащим Судом в самом ближайшем будущем.
Тотчас потребуют к себе - всех.



Великолепная, острая и страшная постановка с изумительными актерами - в восторг приводит не только Калягин; прекрасен городничий (Владимир Скворцов), под стать ему и Анна Андреевна (Наталья Благих); неожиданно трогательна и прелестна Марья Антоновна (Кристина Гагуа); а почтмейстер (Евгений Шевченко), кажется, действительно в неё влюблен; а какова неожиданная бессловесная роль Авдотьи (Елизавета Рыжих)!



Сценография тоже заслуживает внимания; вроде бы на сцене практически ничего нет, но эти ржавые арки... и вспыхивающие за ними адские огни... и живущая своей жизнью люстра...
Уж не на том ли свете происходит действие? Или апокалипсис уже случился, а запертые в своём бесконечно повторяющемся дне герои этого не заметили?



"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пиэсе: все до единого согласны, что этакого города нет во всей России, не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды; хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что̀, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас? <...> Что̀ ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад".



Огромное спасибо театру Et Cetera и сообществу moskva_lublu в лице куратора блогпохода pamsik за приглашение!