"Игрушки Бертрана", театр им. М.А.Булгакова

Встреться со своим кошмаром лицом к лицу...


Пластический спектакль "Игрушки Бертрана" поставлен театром "ЧерноеНЕБОБелое" - участником фестивалей Fringe First в Эдинбурге ("Игрушки Бертрана" получили награды "за инновации в театре" и "выдающийся новый спектакль"), Kontakt в Польше, Mimos во Франции  и множества других. Спектакли театра неоднократно номинировались на российскую театральную премию "Золотая маска".




В Москве спектакль идет примерно раз в месяц на сцене музея-театра Булгаковский Дом (http://dombulgakova.ru/). И более подходящее место для этой постановки сложно представить.

Прежде всего, стоит немного сказать о том, кто такой Сержант Бертран.
"Это французский солдат, сержант, некрофил и осуждённый преступник, живший в XIX веке и прославившийся благодаря своей склонности к некрофилии и некросадизму.  От имени сержанта Бертрана образован термин бертранизм, синоним термина «некросадизм»."

Юный Бертран рано обнаружил в себе любовь к разрушению — ему нравилось ломать и кромсать вещи. Затем он начал представлять женские трупы, которые в своих мечтах подвергал осквернению. Затем Бертран ощутил непреодолимую жажду воплотить свои фантазии в реальности. С 1846 года для добычи свежих трупов он начал сам убивать собак. К концу этого года он впервые осознал потребность обладания человеческим трупом. В 1847 году Бертран заметил на кладбище полузасыпанную могилу, его охватили сильная головная боль и сердцебиение, и он не смог устоять перед искушением раскопать её, несмотря на опасность быть застигнутым за этим занятием.

В 1847-48 годах примерно каждые две недели у Бертрана начинались сильные головные боли, унять которые можно было только очередным надругательством над трупом, что он и проделывал, пробираясь на кладбища и подвергаясь большому риску быть обнаруженным. В июле 1849 года был арестован за осквернение могил на кладбище недалеко от гарнизона, где он служил, приговорен к 1 году тюрьмы и остаток своих дней провел в лечебнице.
Девиантное поведение Бертрана изучалось многими психиатрами и исследователями сексуальных девиаций." (Википедия)

Если после этого у вас еще остались сомнения, почему данный спектакль заявлен как 18+, поверьте мне на слово - он 18+.
Хотя, конечно, ничего из вышеописанного на сцене не происходит, ибо здесь Сержант Бертран - это наш ночной кошмар, наши тайные страхи, которые он вытаскивает из нашего подсознания в ночной темноте. Он в скрипе двери, шорохе под кроватью, шебуршании в шкафу и, конечно, в игрушках, которые, как известно любому ребенку, по ночам оживают.

То, что мы сидели на 1 ряду (спасибо огромное сообществу moscultura), позволило нам с kryjevo погрузиться в атмосферу спектакля полностью.
Зал камерный, очень маленький, с глубокими креслами. Низкая сцена находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Но перейдем к спектаклю.

Я бы выделила 11 последовательных танцев с разными персонажами, плавно перетекающих один в другой.
Повешенный и Кукловод - пара, с которой все начинается. А начинается вообще с внезапного появления Повешенного с веревкой на шее. У них с Кукловодом странные отношения - Повешенный словно безвольная кукла в его руках, а Кукловод и рад крутиться вокруг него, гримасничая. Единственный момент, когда Повешенный приходит в себя - когда Кукловод отпиливает ему голову. Затем следует наигранный вальс, Кукловод прижимает Повешенного к себе, даже делает вид, что пытается освободить его от петли. Куклы вместе "уходят" в свете луны, а затем Повешенный сходит с ума, а Кукловод исполняет торжествующий танец.
Куколка - это гротескное изображение женщины. С большой грудью, в кружевном головном уборе и с подвязкой на ноге. В процессе танца грудь превращается в большой живот, кажется, она вот-вот кого-то родит, но....ничего не происходит и Куколка стыдливо удаляется за кулисы.
Клоун-жонглер - без клоунского грима, но в клоунском широком костюме-комбинезоне и с двумя мячиками. Тут музыка становится бодрее, Клоун без остановки прыгает и гримасничает. Но тут на сцене появляется Деревянная Кукла. Клоун безответно влюблен в эту высокую, негнущуюся фигуру в белом платье и треугольном колпаке. Он даже боится к ней подойти и безмолвно следит за ней. Совсем по-другому он ведет себя с Куклой-невестой - глупой, в белом платье с оборками. С ней он чувствует себя главным, он дает ей свои мячики, учит ее танцевать и водит за собой.
Ангелочек - самый трогательный персонаж: совсем не страшный, он дает нашему вообразению немного передохнуть. Он не танцует и вообще передвигается с трудом. Ангелочек маленький, оборванный, с остатками крылышек за спиной. У него тросточка и маленький саквояжик, из которого он достает серебяную звезду, какие надевают на макушку елки, а затем рассыпает конфетти и "дождик", радуясь, как ребенок. Но Ангелочек скоро исчезает и появляется Безликий Пьеро.
Безликий Пьеро - высокая фигура с лицом, замотанным белой тканью. У него тоже мячики. Сначала Пьеро кажется пугающим, но по мере того, как он "умирает", это ощущение проходит. А "убить" его последовательно стараются все персонажи. Кукла с младенцем - по сути, это скорее сиамские близнецы. Они в черном, младенец словно пришит к Кукле, при этом головы у них отдельные. У младенца взрослое лицо. Монах - закономерно, в черном, с крохотными, фарфоровыми кукольными ручками. Случайно толкает Пьеро, и тот остается неподвижным. Монах в ужасе, он мечется, молится Богу, бьется в истерике. Затем резко успокаивается, и танцует - с радостью, весело. На сцене появляется Старик - полулысый, с клоками седых волос на голове. Старик - владелец кукольных душ. Он играется с маленькой копией Пьеро, кидает ее, растерзанную, на пол - и пришедший в себя Пьеро вновь умирает. Наконец, появляются Двое верхОм друг на друге. Нижний в черном, верхний - в белом. Белый явно сожалеет о Пьеро, Черному все равно. Пьеро оживает и удирает от них за кулисы на четвереньках.

В спектакле были задействованы всего двое актеров, но кажется, что их больше - настолько различны образы, которые они показывают нам за эти 55 мин. спектакля. И это действие очень, ОЧЕНЬ пугающее. Оно затрагивает именно те страхи, которые мы прячем глубоко внутри, те, которые еще из глубокого детства. Рваные движения, грим в стиле "Американской истории ужасов", напряженная музыка давят на психику. Также заставляет понервничать неизвестность - ты не знаешь, кто появится на сцене следующим и каким будет его движение. А вдруг, он спустится в зал и нападет? Или покажет на тебя пальцем, посмотрит невидящими глазами и позовет на сцену? Или запустит в тебя мячиком?

Восхищение вызывают пластика артистов, их умение изобразить своим телом любые действия, танцы в разных стилях. Особенно поразил момент, когда Кукловод двигает руками и из-за черных рукавов и быстрых движений кажется, что одну руку он просто оторвал от себя и машет ею. Свет, который то вспыхивает, то гаснет и идеально подобранная музыка держат в напряжении с самого начала и до последней минуты. Единственное, музыка нам показалась громковатой. Мы сидели с краю, возможно, около нас была колонка.



Если вы хотите пощекотать себе нервы - идите на этот спектакль. И обязательно в первый ряд. Острейшие ощущения вам обеспечены. Каждый найдет здесь персонажа, который является воплощением именно ВАШЕГО ночного кошмара.

Мои фото получились плохо из-за яркого света, поэтому честно признаюсь, что немного их потырила с разных хостингов.


И, в завершение, поделюсь несколькими своими фото.
Музей-театр находится слева от входа в сам Булгаковский Дом. Маленькое, но очень атмосферное помещение.
Там есть маленькая комнатка с музыкальными инструментами, где можно выпить чаю с бутербродами, купленными в буфете.



Также есть очаровательная коллекция статуэток-котиков:



А на стенах висят фотопортреты героев "Мастера и Маргариты", например, такой:


Благодарю замечательных артистов Марчеллу Солтан и Назара Рахманова, Театр им. М.А.Булгакова , проект Москультура, сообщество moscultura и лично tushinetc за полученное удовольствие и незабываемые впечатления, а kryjevo за приятную компанию!
Tags: