Маугли. Доброй охоты! в Театре Виктюка

Маленьким мальчиком я смотрел в кинотеатре «Первомайский» дебютный фильм режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», а мужиком с проседью в бороде посмотрел в «Театре Виктюка» сугубо взрослый спектакль «Маугли. Доброй охоты», который уместнее было бы назвать «Маугли. Свой среди чужих, чужой среди своих».
Потому что эта тема там — главная (для зрителя). В ней суть конфликта пьесы, а вовсе не во взрослении, становлении и прочих слишком пафосных для моего блога тематиках.

Мария Михалец

Продолжая киплинговую тему, начатую за несколько дней до того в детском спектакле, пошли уже взрослой парой на «Маугли». Это постановка со слабо поддающимися описанию декорациями. К примеру, металлические кольца, поднимаемые вверх, обозначают присутствие питона Каа.
Артисты своими движениями подражают повадкам животных, но, конечно, без фанатизма, не так как в звериных стилях ушу.

И это, можно сказать, монохромный спектакль! Все артисты одеты в черное и по одежде не отличишь Балу от Багиры.

Кстати, в одном из отзывов прочитал, что это красочный спектакль! Не знаю под какими веществами человек надо смотреть сие зрелище, чтобы увидеть в нем яркие краски.

Мария Михалец

В нем часто звучат стихи Киплинга: на двух языках. К примеру, «День-ночь-день-ночь — мы идем по Африке» звучит по-русски, а центральное стихотворение:
«…Тогда весь мир ты примешь как владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»
звучит по-английски: «…you’ll be a Man my son!».

Спектакль «Маугли. Доброй охоты!» по «Книге джунглей» Киплинга — первая режиссерская работа на родной сцене ведущего артиста театра Дмитрия Бозина. В нем участвуют лесные нимфы (дриады) — для большей телесности зрелища. А так, повторюсь, «Маугли. Доброй охоты!» — эта постановка о том, как трудно понять того, кто так не похож на тебя.



В спектакле показаны:
- битва волков свободного племени с красными собаками
- погоня стада буйволов за Шер-ханом
- как Маугли спасает мать Мессуа и отца от гнева жителей деревни
- история слона Хатхи и трех его сыновей про вытоптанные поля Бхаратпуры
- прощальный танец Акелы.

Режиссер закладывал в действо различные смыслы, которые мне непонятны и/или неинтересны.
Я уже пробовал написать роман «Третий Год Волка» с нумерологическими, астрологическими и прочими эзотерическими смыслами. Ничего в этом важного нет.
Если Дмитрию Бозину это еще интересно, то пусть себе играется.
А что зритель? Он уносит то, что может. Само действо напряженное, словно тут не «Маугли», а «Макбет», и поэтому длится без антракта. Первые нетерпеливые зрители начали выходить лишь после истории про вытоптанные слонами поля.

В 1988 я посмотрел сразу три спектакля Виктюка, в том числе «Федра» в Театре на Таганке, «Служанки» в Сатириконе. Но по правде сказать, тогда совсем не задумывался, кто режиссер и каков его почерк.
А заканчивал я прошлый век тем, что осенью 2000-го модерировал чат Виктюка с посетителями сайта Boom.ru. Мы сидели в разных комнатах, потом, разумеется, увиделись, когда его провожали к выходу…

Зрительный зал в театре Виктюка довольно своеобразный, рассеченный надвое. Но место в котором он расположен — вообще авангардное. Во времена, «когда срока огромные вели в этапы длинные», на архитектора Константина Мельникова был написан донос о том, что его здание ДК Русакова сверху напоминает свастику. В лагеря архитектор не попал, но от активной архитектурной работы с 1936 года был отстранен. А между тем ДК Русакова — первый в мире театр, в котором балконы вынесены за пределы стен здания. Однако мы в этот раз сидели в партере, а на балконах я разве что мог побывать мальчишкой на елках или в кино…

В новом веке я, может быть, и не думал о Виктюке, если бы не ДК Русакова, который ему пожаловали как театральное помещение, и мимо которого столько раз приходилось проходить по Стромынке. И вот представился случай посмотреть, как там теперь внутри.

Сайт Театра Романа Виктюка и группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, канал YouTube.