Да придёт Спаситель! - «В ожидании Годо» в Театре Вахтангова, реж. Владимир Бельдиян

На новой Симоновской сцене Театра Вахтангова состоялся полноценный дебют ученика Римаса Туминаса, режиссёра Владимира Бельдияна – премьера спектакля по пьесе классика западно-европейской литературы 20 века, ирландского драматурга Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо».
Надо отметить смелость молодого режиссёра за выбор столь тяжелой, долгой, психологической, депрессивной пьесы, с высокой концентрацией экзистенциальной безысходности, парадоксально-абсурдистский жанр которой будет близок и доступен интеллектуальному думающему зрителю, и поставит, вернее, загонит в тупик неподготовленного, неготового, неспособного оценить масштаб вселенского человеческого одиночества, когда у людей не остаётся никаких зацепок за жизнь, кроме… желания жить.
Интересно, что сам Беккет считал свою пьесу «трагикомедией» и обижался, когда его пытались назвать основоположником театра абсурда. Парадокс, говорил он, ищите в пьесе только парадоксы!

Необходимо сразу раскрыть карты и пояснить кто такой Годо.
Толкований будет несколько, толкований может быть бесконечно много, ибо постичь смысл ожидания Годо, даже присоединившись к героям, наверное, невозможно.
Годо - это соломинка, за которую цепляются два нищих оборванных бродяги – Владимир (Диди) и Эстрагон (Гого). И вот первый парадокс заключается уже в том, что бродяги – вольные люди, не привязанные к месту, а Владимир и Эстрагон – привязаны и опутаны по рукам и ногам ожиданием Годо.
Мы ничего не знаем об их прошлом, будущее у них закрыто, мы наблюдаем этих двоих только в настоящем. Из обрывочных воспоминаний выясняем, что у Эстрагона был суицидальный опыт, Владимир его спас.
И хотя герои очень много, почти безостановочно разговаривают, ясности это не привносит. Все ожидают, что устами бродяг должна глаголить истина, но никакой особенной мудрости мы не услышим. Многое непонятно, например, стоит ли жалеть героев, сочувствовать им, сопереживать? Зрителю тяжело и неуютно от невозможности логически объяснить ситуации, в которых копошатся герои. Зрителю психологически дискомфортно проходить обдирающее испытание когнитивным диссонансом, быть втянутым насильно, помимо своей воли в странное метафизическое ожидание. Ожидание не радости, не светлого будущего, а следующего дня, чтобы проснуться в котором, надо выдержать очередную ночь.
В спектакле выключена скорость, спектакль замедленный, как черепаха, нет начала, нет конца.
IMG_1593.jpg
Я в 0_86305_3d1d1a46_orig.png и vkontakte.jpg 2016-05-23_20-29-44.jpg

Первый акт спектакля идёт в Камерном зале, второй в Амфитеатре – происходящее необходимо воспринимать как день первый и день второй из жизни героев. Но при этом все границы условны и размыты. Где обитают герои, в какой-то существующей реальности, в чьем-то сновидении, в чьих-то переплетённых потоках сознания? Контуры образов Владимира и Эстрагона начинают терять чёткость, растушёвываться – кто они? Живые люди или символические стыдные странности некоей тёмной части нашего подсознания, где царит вечный холод и вечное одиночество?

В какой-то момент возникает сомнение, а так ли одиноки наши герои, как может показаться на первый взгляд? Ведь они уже необходимы друг другу как два ботинка на обе ноги, без одного будет холодно другому. В каком-то философском обобщении можно ощутить и некоторое собственное сходство с бродягами – и они, и мы есть «вечные странники» в этой жизни. И мы, и они – прикованы к пустоте тщетных ожиданий.
И тогда кто же такой Годо? Тогда Годо – иллюзия, самообман, оправдание пассивности.

В компанию Диди и Гого вливаются новые герои, совсем абсурдные. На сцене появляются Поццо с кнутом, его безвольный раб Счастливчик и немногословный зажатый Мальчик с весточкой от Годо.
Так значит, Годо всё-таки существует? Судя по описанию Мальчика, это реальный человек с белой бородой, наказания которого следует бояться, поэтому и нельзя уходить оттуда, куда скоро придёт Годо.
Может быть, Годо, есть Спаситель, избавитель от мук дерьмовой жизни без будущего?
Годо ведь, действительно, спасает бродяг от петли, которую они прилаживают на каждом дереве. Годо не даёт им разбежаться в разные стороны. Годо позволяет сохранять этим изгоям, отбросам общества, вполне приемлемый моральный облик. Бродяги, на долю которых не выпадает и капли общественной жалости, жалеют загнанного Счастливчика, стараются облегчить ему ношу – он хрипит от натуги, но не выпускает из рук тяжелые чемодан и корзину. Хотя оказывается – зря. Жалость не нужна тому, кто добровольно повесил себе на шею ярмо, он может лягнуть! Жестоко и опять парадоксально, но верно…

Эстрагон жадно смотрит, на аппетитно пожирающего еду Поццо, а потом осведомляется, можно ли забрать ему обглоданные кости. Но Поццо необходимо испросить разрешение у Счастливчика, ведь эти кости его еда.
Как воспринимать эту ситуацию? С какой позиции, счастливого или униженного? Эти вожделенные кости для голодного – подарок судьбы или очередное унижение? В определенной ситуации жизни можно ли найти в подобном радость, не потеряв собственного достоинства – ответ опять уводит в область парадоксальных размышлений.

Поскольку герои существуют здесь и сейчас, то особенное внимание придаётся с ума сводящим ничтожным мелочам – что предпочесть морковку или репу, розовую редиску или чёрную, велики или малы ботинки. Это наполняет хоть каким-то смыслом существование героев. Жизнь для них тяжелая ноша, но расставаться с ней никто из них не хочет. Они цепляются за жизнь, примеряют шляпу Счастливчика, «а вдруг она что-то изменит?», вместе мёрзнут, голодают, болеют, но не поддаются отчаянию, потому что – ждут Годо…
Опять же парадокс – обречённое бессилие перед невозможными обстоятельствами, покорность, смирение, терпение, самоубийство понарошку - но не ропот и отчаяние!
Ведь завтра придет Годо, а значит, жизнь продолжается, значит, у ночи отвоёван ещё один день.

Трудноперевариваемый спектакль. Сложные образы, много текста со сложно улавливаемым смыслом.
Актеры прекрасны. ВладимирАртур Иванов, cо своим неубиваемым оптимизмом и джентельменским кодексом чести как будто заблудился, ошибочно зайдя в мрачность пьесы Беккета из жизнерадостных рассказов О’Генри. ЭстрагонМатвей Волков, кажется, был рожден в облике грустного философа с клоунской внешностью, часто до невозможности напоминающего переодетую в мужчину Джульетту Мазину. ПоццоВладислав Гандрабура, напугал совершенно сумасшедшими глазами. В образе безропотного раба СчастливчикаАртем Пархоменко помог ясно увидеть ассоциацию с пассивным раболепным народом. Неискушенному МальчикуКонстантин Белошапка, приносящему весточку от Годо, и обратно о том, что он «видел» наших героев, хочется пожелать другой жизни, всё-таки он единственный, кто не ждёт Годо!

Посмотрит ли спектакль умудренный опытом взрослый бывалый зритель 60+, или молодая аудитория, которой надо показать «пример терпения», для всех спектакль станет своего рода чистилищем, а также своеобразным психотерапевтом, который заставит восстановить и воссиять утраченные в суете сует яркие краски бытия.

ФОТО С ПРЕСС-ПОКАЗА
IMG_1442.jpg

IMG_1446.jpg

IMG_1449.jpg

IMG_1452.jpg

IMG_1456.jpg

IMG_1457.jpg

IMG_1460.jpg

IMG_1462.jpg

IMG_1468.jpg

IMG_1474.jpg

IMG_1482.jpg

IMG_1503.jpg

IMG_1514.jpg

IMG_1536.jpg

IMG_1541.jpg

IMG_1549.jpg

IMG_1552.jpg

IMG_1560.jpg

IMG_1567.jpg

IMG_1570.jpg

IMG_1573.jpg

IMG_1578.jpg

DSC07124.jpg

DSC07125.jpg

IMG_1580.jpg

IMG_1586.jpg

DSC07122.jpg

DSC07128.jpg

DSC07117.jpg

IMG_1588.jpg

IMG_1593.jpg

IMG_1603.jpg

IMG_1606.jpg

IMG_1621.jpg

IMG_1626.jpg

Режиссер Владимир Бельдиян
IMG_1634.jpg

DSC07134.jpg

Владислав Гандрабура (Поццо), Владимир Бельдиян и Матвей Волков (Эстрагон)
IMG_1637.jpg

Сайт Театра Вахтангова
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте

Благодарю за приглашение evge_chesnokov и информационный столичный портал ЯМосква!

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:

Театр им.Вахтангова
Корона над гадким туловищем – «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова – 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Театр на Малой Бронной
Ба! Знакомые всё лица! - «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной, реж. Павел Сафонов
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
«Деревья умирают стоя». Испанская пьеса на московской сцене. Премьера в Театре на Малой Бронной
Театр Русской песни Надежды Бабкиной
Горькая «Калина красная». Премьера в Театре Русской песни Надежды Бабкиной, реж. Д.Петрунь
МХТ им.Чехова
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Театр на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть – и не вопрос!
РАМТ
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» - «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» - «Жанна Д’Арк» в Театре Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея - Ирина Гринева, Театр МодернЪ)

[ Цирки, Каскадеры, Театр Ромэн, Современник, Театр им. А.С.Пушкина, Театр АпАрте, Театр Русской драмы под рук. Щепенко, Театр Луны, Книжный клуб «Гиперион», Губернский театр под рук. Безрукова, Театр Вернадского 13, Театр «Ученый Медведь», ЦАТ Российской Армии, Консерватория ]
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу "Русский форсаж-3" в Парке киноприключений Мастера Панина
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! – Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы – цыгане!»
Театральное агентство "АРТ-Партнер XXI век"
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа – «Магия цирка»!
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
"Флайтер" в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр "Вернадского, 13"
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Кукольный театр "Ученый медведь"
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл "Принцесса и солдат" в Театре Российской Армии