Крылья из пепла в Театре Романа Виктюка


Спектакль "Крылья из пепла" по пьесе современника Шекспира Джона Форда, и я успела вкратце ознакомиться с ней до просмотра. И если бы не это, идентифицировать действующих лиц, их взаимоотношения и что было исходно, а что привнесено, было бы затруднительно, ибо очень многое опущено, а остальное весьма вольно изложено. Действие пьесы происходит в Италии, в Парме, что традиционно для времени жизни драматурга. И она вполне в шекспировском духе, только перевод немного странный, возможно, стилистически неточный, но у Виктюка тоже именно он звучал. Однако сюжет вполне трагический и театральный: сестра и брат любят друг друга, Аннабелла беременна, но, пока никто ничего не подозревает, ее выдают замуж за аристократа Соранцо. Обман вскрывается, Соранцо в гневе строит планы мести, Джованни (брат) в итоге убивает Аннабеллу, чтобы закончить ее мучения, потом убивает кучу других людей и, наконец, самого себя. На самом деле там еще несколько сюжетов есть и убийств, но это все в постановке опущено.
С самого начала я принялась разгадывать этот спектакль. Сюжет английского автора про Италию, звучит французская песня, а актеры одеты в стилизованные под восточные наряды. Почему? Ну, про наряды у меня есть гипотеза, все остальное осталось загадкой :) Музыки в спектакле очень мало, и она своеобразная, рваная, потому что режиссера вдохновляло творчество композитора-минималиста Джона Кейджа. Французская песня подходит по смыслу, но по стилистике - сомневаюсь. Далее я начала разгадывать очередные загадки. Почему актеры странно двигают руками и головой, как бы дергаются, и вообще у них движения неестественные? Почему они говорят четко, отрывисто и с пафосной интонацией? Так читают стихи обычно, когда хотят спародировать высокий стиль. В общем, у меня есть версия. Это театр марионеток! Это спектакль про спектакль. Иначе я никак не могу это объяснить. А с этой версией все становится на свои места: и ломаные движения, даже когда герои обнимаются, странно воздетые руки и резко опускаемые головы (нитка провисла), стиль декламации (вот, они именно декламируют!) и даже костюмы. В основном все в стеганых юбках до пола, есть и другие элементы, но они минимальны. Так вот, это же просто: кукол-марионеток (если бы это были настоящие куклы) удобнее всего нарядить в юбки! Как только у меня возникло подозрение, все стало намного яснее. Кроме одного: что символизирует собой этот театр марионеток? Вот метафору с крыльями, по одному на брата, очень даже понимаешь и принимаешь: без меня тебе любимый мой лететь с одним крылом.
Читаем программку: Виктюк транслирует в спектакле идею, которая вот уже много лет является одной из центральной в его творчестве - полное и окончательное постижение жизни может произойти только через уход от бренности мира - в вечность и свет, в небесную - противоположную греховной земной - любовь. А любить самой чистой любовью могут только те, кто сохранил в душе невинность и чистоту ребенка... Героев ведет - только Игра, в которую они входят без постороннего умысла и через которую они постигают бытие, - постигают ощущением надвигающейся смерти. Вы знаете, я готова согласиться, что все это можно прочитать в пьесе. Но в спектакле?.. Не знаю... Но может, тут можно найти намеки на разгадку марионеток?.. В игре как постижении жизни и смерти?..
Пьеса многосюжетная, пожалуй, захватывающая, намного просторнее, ярче и уж точно целостнее спектакля. В данной интерпретации у меня было больше вопросов и недоумения, чем удовольствия. Я не поняла, верны ли мои догадки и что хотели сказать авторы этой постановкой. Смотрите сами, если вы любите авторские неординарные спектакли, и разгадывайте!
Спасибо за приглашение сообщество moskva_lublu.
Группы театра в соцсетях: Фейсбук, ВК, Инстаграмм и канал Youtube