Андрей Гончаров-100. Ученики вспоминают учителя

Театральная Москва отметила 100-летие со дня рождения режиссёра Андрея Гончарова фестивалем «Гончаров-100». С его именем связано становление Театра на Малой Бронной и Театра имени Маяковского, а в ГИТИСе о нём до сих пор слагают легенды. Уж такой это был человек - неистовый, шумный, живущий театром.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.14. Голомазов..jpg

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.12..jpg

Фестиваль «Гончаров-100» проходил в течение одного дня параллельно на трёх площадках - на Малой Бронной, в Маяковке, ГИТИСе, и корреспондент РБ, представив себя в роли бегающего по кругу пони, успел намотать пару кругов между храмами Мельпомены. В воспоминаниях театральных мэтров Андрей Гончаров предстаёт фигурой противоречивой, вызывавшей у учеников божественный трепет и адский ужас одновременно.

В апреле 1958 года в Московский драматический театр пришёл фронтовик, режиссёр театра Сатиры и театра Ермоловой, главный режиссёр Театра киноактёра Андрей Александрович Гончаров. Именно это имя определило новое лицо творческого коллектива. Новые лица, новые авторы, новая режиссура, всё на подъёме! В 1959 году он поставил здесь свой первый спектакль по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», который шёл более 500 раз. Автор пьесы приезжал в Москву и отмечал, что это лучшая постановка его пьесы. Старое здание уже не могло вместить всех желающих, возникла необходимость увеличить размеры сцены и зрительного зала и в апреле 1962 года театр переехал на Малую Бронную улицу. В качестве художественного руководителя Гончаров выпустил 30 премьер, к труппе присоединились Валентин Гафт, Леонид Броневой, Людмила Перепёлкина, Людмила Хмельницкая, Вера Майорова, Георгий Мартынюк.

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.08..jpg

15 января в Театре на Малой Бронной открылась фотовыставка, посвящённая творчеству Гончарова.

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.10..jpg

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.02. Голомазов..jpg

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.07. Голомазов..jpg
Сергей Голомазов, режиссёр:
Для меня Андрей Александрович это Учитель с большой буквы. Сказать, что я ему благодарен - это не сказать ничего. В своих разборах он постоянно упоминал Театр на Малой Бронной, это были рассказы о том, как рождается театр, создаётся труппа. Это была история из первых уст. Будучи студентами, мы не всё воспринимали, он был очень противоречивый, учил, как надо строить театр и как не надо строить театр. Я горд и счастлив, что учился у него. Для меня он жив, я с ним по-прежнему разговариваю, спорю, не соглашаюсь и продолжаю учиться.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.11. Голомазов..jpg
Сергей Голомазов, режиссёр:
Наше поколение шло на режиссёрский факультет за свободой. Андрей Александрович при всём своём тоталитаризме и ужасе, который он наводил на окружающих, особенно в первом семестре, дарил чувство свободы. Мы не воспринимали Гончарова, как некое фундаментальное явление, на которое надо молиться и которое является истиной в конечной инстанции. Он собрал вокруг себя в нашей мастерской очень разных педагогов, Захарова, Яшина, Карагодского. Это было прекрасное сочетание режиссёров, иногда эстетически противоречащих другу другу, но мы в этом котле учились. Пришло понимание того, что театр может быть разным и это было прекрасно, это была свобода. Это было удивительное чувство полёта и творческого студенческого счастья, подаренного Гончаровым. Мы показывали отрывки и потом начиналась магия. Как он умел внятно, просто и доступно анализировать пьесу, двумя словами объяснить сложные казуистические высказывания Константина Сергеевича Станиславского о природе сверхзадачи! Он открыл для нас профессию!

Стафис Левафинос, режиссёр (Греция):
Гончаров очень верил в эмоциональный театр, в настоящие, горячие эмоции на сцене.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.26. Каменькович..jpg
Евгений Каменькович, режиссёр:
Андрей Александрович придумал тотальный театр, который воздействовал на зрителя всеми возможными средствами. Он требовал, чтобы мы искали современные пьесы: «Ну что, что новенького?». И главное, он нас научил, что театром надо заниматься 24 часа в сутки. В английском футболе игроки не останавливаются все 90 минут и от нас Гончаров требовал такой вот самоотдачи. Однажды он сказал про Петра Фоменко: «Я люблю этого человека за то, что в нём мои недостатки». А Фоменко в ответ вывел идеальную формулу: «Андрей Александрович Гончаров для нас всех учитель, мучитель и спаситель».

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.22. Каменькович..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.33. Юрий Иоффе..jpg
Юрий Иоффе, режиссёр:
Гончаров - человек буйный, я работал с ним двадцать один год и за это время он уволил 34 режиссёра. Его прибытие в театр - это торнадо, всё вокруг должно кипеть. Как он выпускал спектакли! Это сравнимо с запуском космического корабля или со строительством БАМа! Так он трудился. Разве можно репетировать шесть лет? Разве можно работать над спектаклем двенадцать лет? Оказалось, можно и нужно. Андрей Александрович больше, чем просто режиссёр, это гигантское, шумное, честолюбивое явление.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.04. Немоляева..jpg
Светлана Немоляева, актриса:
Андрей Александрович никогда не повышал голос только на Наташу Гундареву и Армена Джигарханяна. Они понимали Гончарова с полуслова, но не все были такие талантливые и сообразительные, у остальных была тяжёлая жизнь. Иногда он не разговаривал, а только кричал: «Почему меня никто не понимает?». Конечно, он создавал нечто неординарное, собрал божественную труппу, но было трудно смириться с его характером и многие ушли. Вот такой своеобразный человек.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.10. Ровенских.jpg
Александра Ровенских, актриса:
Он говорил, что ему трижды повезло в жизни: первый раз, когда выскочил из такой тяжёлой истории, как война, «с двумя пилюлями», с двумя ранениями, но всё-таки - выскочил. На задание пошло 12 человек, вернулось двое. Ещё повезло с театром, потому что всегда ставил, что хотел. И третий раз повезло, потому что я любил, это большая награда.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.07..jpg
Елена Мольченко, актриса:
Когда я не прошла собеседование у Бондарчука, подруга уговорила прийти в ГИТИС к какому-то Гончарову. Пошли в сквер ГИТИСа и вдруг вижу - идёт человечище в костюме хаки и вещает на весь двор что-то: «Почему? Гнать! Я сказал! Мы будем!» Такое ощущение, что он делит мир на части или ещё что-то такого же масштаба. А Гончаров завершает свою гневную тираду: «В этой аудитории буду слушать я, а Судакова пускай идёт в другую!». В его театре только так, не может быть температура 36.6, только 39 градусов.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.18. Иванилова..jpg
Людмила Иванилова, актриса:
Когда я попала к Гончарову, чувствовала себя избранницей божьей. Он себя не щадил, иногда на показах сидели до часа ночи, а потом шли пешком домой. Ну ладно мы, молодые студенты, а ему было уже прилично лет. Взгляд у Гончарова был - как лезвие бритвы, окинет взором аудиторию и сразу понимает, кто вчера пил, у кого с кем роман. Кто-то из студентов был не готов, говорит: «Я ещё не собрался» - «Собираются в баню, мой милый, а здесь приходят и работают».

Наталия Каминская, театровед:
Общаясь с Гончаровым, я постепенно поняла, что это за фигура - человек, который ничего не боялся и которого все любили. Он всегда ставил, что хотел, начиная с «Вида с моста» и кончая спектаклем «Жизнь Клима Самгина». Ещё в начале восьмидесятых он говорил, что директора театров работают в абсолютно ненормальных условиях, ещё тогда он настаивал на менеджерском факультете. Он давал работу опальным режиссёрам, из которых собрал практически кафедру в ГИТИСе. Как он относился к своим ученикам? В начале девяностых он посмотрел спектакль Някрошюса «Маленькие трагедии», довольно навороченный, модернистский. Андрей Александрович сказал после спектакля: «Ну наворотил, ничего не понял, но какой талантливый, как я горжусь!»

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.01. Костолевский...jpg
Игорь Костолевский, актёр:
В ГИТИС я попал случайно, стоял в дверях аудитории и увидел импозантного человека, такого барина, который сразу производил мощное впечатление, и он меня заворожил. Гончаров оглядел аудиторию и остановил взгляд на мне. И я, как кролик перед коброй, пошёл на середину и читал «Дуэль» Чехова. «Вы ко мне пойдёте?» - «А вы возьмёте?». Сколько крови Гончаров у меня выпил, это не передать! До третьего курса не мог произнести мою фамилию и называл Костомоловским, Костолонским, как угодно. Но я ему за всё благодарен, за школу, которую у него прошёл. Как говорил Бернард Шоу, жизнь - это создание себя. И Гончаров учил создавать себя. Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, насколько важны были его слова о том, что театр - это храм, о том, что артист выполняет некую миссию и не бывает ничего проходного. Каждый новый спектакль, каждый выход на сцену должен быть для актёра событием. Андрей Александрович был неистовым рыцарем театра и в этом неистовстве мог кричать и оскорблять, но не из желания обидеть - как художник он был переполнен эмоциями. Гончаров уважал и любил зрителя. В зал приходят люди со своими проблемами и переживаниями и он старался их жизнь облегчить.

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.06.Сергей Рубеко..jpg
Сергей Рубеко, актёр:
Андрей Александрович не был херувимом, он любил говорить: театр - жестокая вещь. Это делалось во имя спектакля, во имя роли. Он невероятно образно выражался: «Режиссёр должен нащупать воспалённую зону в зрительном зале и опрокинуть туда чашу спектакля». Меня Гончаров своеобразно похвалил за роль спустя семнадцать лет после премьеры: «Рубеко, Вас будут хвалить, но Вы не верьте!»

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.21..jpg

Своими воспоминаниями поделилсь также Анна Антоненко-Луконина, Вера Майорова, Леонид Хейфец, Андрей Борисов, Ольга Прокофьева и другие коллеги и ученики Гончарова.

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.13. Луконина..jpg

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.16. Луконина..jpg

Гончаров 100. М Бронная. 15.01.18.18. Вера Майорова..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.16. Голомазов..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.19. Прокофьева..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.05. Прокофьева..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.20..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.25. Каменькович..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.28. А.Борисов..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.29. Л.Хейфец..jpg

Гончаров 100. Маяковка. 15.01.18.35..jpg
Tags: