Новые акценты "Преступления и наказания" в театре Мюзикла

Все, что я до этого смотрела в театре Мюзикла, носило характер отдыхательно-развлекательный, и в общем, с успехом свою задачу выполняло. С "Преступлением и наказанием" все сложнее. Ну уже хотя бы потому, что вещь изначально развлечения не предполагающая.

После первого действия зрители разделились на две очереди: часть выстроилась в гардероб, сочувственно переглядываясь и спрашивая "а Вам тоже не понравилось?", ценители отправились в буфет, обсуждать, восхищаться и запивать алкоголем увиденное.

Сразу надо сказать, что если вы ждете классического Достоевского, то это не сюда. Роман основательно перетряхнули, и можно сказать, вывернули наизнанку. Канва осталась прежней, а герои и идеи переместились в мрачные 90-е, и там претерпели существенные изменения. Впрочем, именно это мне как раз и показалось самым интересным.

Начнем с того, что перенос действия именно в 90-е кажется вполне оправданным. Достоевский писал про современное ему "дно". Самая близкая аналогия в нашей жизни - это как раз пресловутые 90-е. Отсюда многолюдная кутерьма на сцене, неряшливось, серость, потрепанность, проститутки толпами, алкоголики.  Раскольников живет среди всего этого, и вначале - он выше. Выше - в буквальном смысле, его комната поднята над сценой на целый этаж. А вот когда решается на убийство, комната, как лифт, съезжает вниз.  Раскольников оказывается на одном уровне с толпой.
Внизу - Сенная площадь: рынок, торговцы, проститутки, какие-то асоциальные типы. Среди них появляется Мармеладов - эдакий типичный спившийся научный сотрудник. Жалкий, слабый и беспомощный.  Никогда не рассматривала Мармеладова с этой точки зрения, но возможно создатели спектакля увидели очень верный акцент.  А вот Соня ... не знаю. Слишком жесткий характер для нее выбрали. С другой стороны, современный подросток в 18 лет (ей же 18, да?) это то еще чудовище.
Старуха-процентщица представлена в образе типичной тетки-торговки, у которой свой мелкий бизнес, в основном касающийся как раз девушек, но и денег у нее занять можно. В спектакле "старуха" - не квинтэссенция зла. Она вообще довольно проходной персонаж, и ее убийство кажется почти случайным. Оно не результат долгих душевных мучений. Это скорее эмоциональный жест. И это  ответ не на вопрос "тварь ли я дрожащая или право имею?", а на вопрос - "если другим можно, то и мне тоже?".
В романе, насколько я помню, убийство - это отправная точка для Раскольникова. Он погружается в бесконечную череду размышлений и терзаний. В свой личный ад. Убийство закрывает для него свет.  В спектакле  это подано иначе. Убийство - открывает другим дверь в хаос. Опять-таки, в хаос в буквальный - толпа начинает бить стекла, жечь машины (эффектно, кстати). Т.е. убийство, совершенное Раскольниковым,  становится разрешением творить зло для других.  Можно все. На мой взгляд, это уже ницшеанство (Бога нет и все позволено). Достоевский все же о другом. Хотя, живи он в 90-е, кто знает, как повернулась бы судьба его героев.

Впрочем, отнеситесь к сказанному с умеренным скепсисом. Во-первых, тест на сайте театра показал, что роман я помню всего на 40%. Во-вторых (и это более существенная проблема), музыка настолько заглушала актеров, что больше половины текста разобрать было невозможно вообще. Вот уж и правда, типичная опера. Хорошо, что сюжет знаком каждому, а то было бы совсем тяжко. Так что визуальный ряд оказался основным.

Резюме: мне было очень интересно. И перенесение в современность (параллели и пересечения) оценивать любопытно, и сценическое решение весьма оригинально и включает много умных находок (вроде спускающейся комнаты с Родионом). Музыка... ну тут я не специалист совсем, могу лишь сказать, что это не тот мюзикл, после которого напеваешь какую-нибудь мелодию. Музыка - здесь больше фон, пожалуй, никакие отдельные песни толком не запоминаются.

Рекомендовать этот мюзикл я бы не рискнула, особенно посмотрев на количество уходивших зрителей. Если все же соберетесь (всегда лучше увидеть самому, да и когда еще театр Мюзикла решится на такой эксперимент), идеальные места: серединка 10-11 рядов партера.  Первые ряды не советую, они довольно низкие и сами по себе, а тут еще значительная часть действия происходит как бы на втором этаже.

Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм, видео-канал на Youtube. Там можно увидеть больше фотографий и послушать куски мюзикла.

За приглашение огромнейшее спасибо Наталье pamsik и сообществу moskva_lublu, а театру - за прекраснейшие места.  Спектакль спорный, непростой, но я очень рада, что его увидела!