"Андромаха". Электротеатр "Станиславский"

Итак... «Андромаха» http://electrotheatre.ru/events/andromaha. Пьесу французского классициста Жана Расина поставил один из самых авангардистских, как мне кажется, театров Москвы – Электротеатр «Станиславский».
Спасибо https://moskva-lublu.livejournal.com/ за возможность посетить театр, в который давно собиралась сходить, но все как-то собиралась-собиралась... и не доходила. И спасибо Электротеатру «Станиславский» (http://electrotheatre.ru/) за то, что дал возможность вернуться к литературной классике.
Маленькое лирическое отступление: люблю греческие трагедии. Понятно, что «Андромаха» написана в 1667, но сюжет... Мне кажется, эта пьеса идеально «монтируется» с «Медеей», «Антигоной», «Электрой»... И общее – не только в склонности героинь к суициду, а в том, что все они живут любовью и только любовью. Извините за патетику, но так оно и есть. Все чувства – чистые и незамутненные. Греческие боги играют людьми, но эти странные существа даже бессмертным готовы противостоять, чтобы удовлетворить свои страсти...
Возвращаясь к «Андромахе». О чем. Орест (сын Агамемнона и убийца собственной матери, как мы знаем) влюблен в Гермиону (дочь той самой Елены Троянской и царя Спарты Менелая). Гермиона любит своего жениха Пирра (сына Ахилла). Пирр - герой Троянской войны, был одним из тех, кто проник в Трою в чреве деревянного коня, при взятии города показал себя как отважный и очень жестокий воин, в частности, по одной из версий, именно он убил царя Трои Приама, старика, искавшего спасения у алтаря Зевса. Пирр, как мудый правитель, понимает, что жениться надо на Гермионе, но любит пленную троянку Андромаху (вдову Гектора, которого убил Ахилл, отец Пирра). А у Андромахи есть сын, последний наследник правителей Трои. На сцене он не появляется, но он очень важен, так как мальчик – единственная возможность повлиять на Андромаху, которая тоскует о погибшем супруге и любит только их единственного ребенка. И никого больше.
«О ужас! Ужас!»,- воскликнут некоторые читатели моего опуса. Зачем все эти имена? Зачем столько лишней информации? А надо: герои пьесы – люди «с прошлым», как говорится. Действие происходит «здесь и сейчас» (кто-то еще со школьных времен помнит «Три единства» - места, времени и действия – которыми отличается классицизм?), но без предыстории героев нам не понять...
Однако, давайте попробуем обойтись без имен. Есть четверо, двое мужчин и две женщины. Все они влюблены, но нет никаких любовных треугольников или квадратов. Есть хаос, в котором, как молнии, сверкают любовь, желание, ненависть, отчаяние и пр., и пр. – все, кроме доводов рассудка. Рассудок, конечно, пытается высказаться устами одной из служанок, но... Я категорически не согласна с вопросом, который задан в анонсе спектакля: «Что делать, если тебе предлагают взять в руки власть, которая тебе не нужна?» Мне кажется, не о том речь. Не о власти, не о славе, не о красоте и даже не о свободе, которой в этой истории лишены все. Банально, но еще раз вспомню о любви. Или о ее отсутствии. Хотя... каждый зритель имеет право на свое мнение.
«Андромаха» - спектакль не для отдыха, он требует большой внутренней работы. Не в последнюю очередь потому, что это – ДЕЙСТВО. Очень интересно режиссерское решение. Это первый спектакль Лейсан Файзуллиной, который я увидела, но теперь я обязательно буду следить за ее работами. Так же, как за успехами авторов декораций, светового и звукового решений спектакля. О музыке хочу сказать отдельно: никогда не думала, что греческий хор может состоять из двух человек. В античном театре, если не ошибаюсь, хор комментировал действия героев, разъяснял их зрителям. В данном случае, комментарий, скорее выражает эмоции. И делает это просто потрясающе! Не хочу делать более подробное описание, это надо видеть и слышать.
То же самое с актерскими работами. Для себя отметила Веру Кузнецову (Андромаха) и Анну Кузьминскую (Гермиона). Хорош весь актерский ансамбль, особенно - дамы. Единственное... Это не беда и, думаю, проблема будет решена, но сказать должна. Дело в том, что, у Расина очень богатый словарный запас. Безусловно, это прекрасно, но много-много слов, произносимых ритмично и в темпе... Возникает ощущение погружения в какой-то транс (не знаю, хорошо это или плохо). Но то, что актеры периодически в словах тонут и сбиваются с ритма, однозначно нехорошо. Думаю, чем больше спектаклей состоится, тем проще всем будет.
Сама малая сцена очень понравилась: видно и слышно прекрасно, очень доброжелательные театральные люди. Впечатлило обращение сурового «закадрового» голоса, который призывал гнев богов на головы тех, кто не выключит мобильные телефоны. Надо сказать, подействовало! Ни одного звонка! Другим театрам надо «принять на вооружение».
И самое последнее. Сидели в первом ряду, ощущался очень сильный запах резины. Видимо, это связано со специфичностью декораций. Мне не мешало, но, возможно, у кого-то аллергия или просто люди не любят. Что-то надо с этим делать.
Еще раз хочу поблагодарить http://electrotheatre.ru/ , сообщество moskva_lublu и лично Наталью pamsik.
Группы Электротеатра «Станиславский» театра в соцсетях https://www.facebook.com/stanislavskydrama?fref=ts , https://vk.com/electrotheatre , https://www.instagram.com/electrotheatre/?modal=true , https://www.youtube.com/channel/UC9Pk6baikckkWZJfwmV06sQ/videos
Фото предоставлено театром
#moskvalublu, #moskva_lublu