Поход на мыс Серая Лошадь. Часть 1: форт Красная Горка, крепость времен Российской Империи

Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Поход на мыс Серая Лошадь. Часть 1: форт Красная Горка, крепость времен Российской Империи
5 ноября 2017 года мы совершили однодневное путешествие по западной части Ленинградской области. Основной целью нашего похода был мыс Серая Лошадь и противодесантная батарея на нем, созданная для защиты русской береговой крепости - форта Красная Горка. Так как Серая Лошадь и Красная Горка неразрывно связаны между собой исторически, поход наш начался именно с посещения Красной Горки, куда мы зашли ненадолго, для общего знакомства и понимания, что он собой представляет (сам по себе форт очень большой, и полностью его осмотреть можно только за длинный летний день, а то и за два). В первой части рассказа о нашем путешествии я опишу, что увидели мы на форту Красная Горка, который является ценным историческим памятником фортификации времен последних лет Российской Империи.



КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Форт Красная Горка был построен на южном побережье Финского залива, как и его собрат на северном берегу, форт Ино, для защиты Кронштадта и Петербурга от возможных атак со стороны моря. Старые защитные сооружения - форты Кронштадта и разные береговые батареи - уже не отвечали требованиям времени, когда моря рассекали могучие броненосцы, почти непотопляемые, с чудовищной по силе артиллерией. Для надежной защиты морей нужны были современные мощные береговые орудия, с укреплениями и большим гарнизоном для их защиты. В 1909 году на высоком берегу возле деревни Красная Горка начали возводить одноименный форт. Вооружение его было более чем впечатляющим - множество батарей с орудиями различных типов, позже добавились огромные орудия на железнодорожных платформах, перемещавшиеся по рельсам, и способные вести огонь все время с разных позиций. На территории форта существовали множество подземных ходов, связывающих батареи, командные и наблюдательные пункты, прожекторные и минные станции, земляные валы и рвы, мощный пояс сухопутной обороны - все это делало крепость неприступной, а проход по морю к Петербургу - невозможным, враг был бы тут же уничтожен артиллерией форта. В годы Великой Отечественной войны форт участвовал в обороне Ленинграда, являлся ядром Ломоносовского (Ораниенбаумского) плацдарма.


От шоссе, что идет от Лебяжьего к Сосновому Бору, к форту идет старинная вымощенная булыжником дорога.



Когда шагаешь по ней - то еще за пару километров до границ форта видишь множество окопов в лесу. Это позиции пехоты, защищавшей подступы к нему.



Сначала идут просто окопы и траншеи, с позициями для пулеметчиков и легких пушек. Потом, примерно в километре от форта, появляются многочисленные бетонные бункеры.



Это убежища для пехоты, построенные во времена Российской Империи, когда о выживаемости солдата хоть как-то, но заботились. Некоторые убежища предназначены не только для укрытия пехоты, но и для орудий, поэтому в них широкий вход, и от них к брустверу, где ставилось орудия, идет наклонный пандус, как для колясок в переходах над путями.



На фото - позиция для легкого противоштурмового орудия.



Можно зайти в  убежище.



Внутри выход в бронеколпак с отверстиями, чтоб наблюдатель мог следить за ситуацией снаружи бункера.



Это бетонное укрытие огромных размеров отлично замаскировано. Его видно лишь со стороны защитников форта, а с другой стороны - это просто лес, земля с деревьями.



Внутри куски асфальта. Он здесь не просто так. Асфальт использовался как противооткольное покрытие. В случае взрыва стены не трещали, потому что асфальт вязкий, он бы замедлял процесс разрушения. За сто лет он весь обвалился и потрескался.



На потолках - длинные иглы сталактитов.



Наверху бункера - полка, где могли стоять стрелки, а рядом с ней - углубления в бетоне. В эти ниши прятались боеприпасы.



Поражает, как качественно умели строить сто лет назад, если стены до сих пор в идеальном состоянии. В них хоть сейчас можно воевать.





Обойти всю полосу сухопутной обороны форта очень сложно - это займет много времени, тем более, что идти придется через лес. Обычно мы всегда во время визитов в Красную Горку ограничивались лишь небольшими участками. Иначе пришлось бы пройти километров 7-8 минимум вдоль всех траншей и бункеров - и то, это была бы лишь основная полоса, не считая вынесенных вперед в лес просто окопов.

Идем дальше, в цитадель - укрепленное ядро - форта. Проходим через железнодорожные ворота, раньше здесь были рельсы, по которым в форт заезжал поезд. Слева и справа от ворот виден земляной вал - стена вокруг цитадели.



Информационные стенды на территории крепости. Все это сделали добровольцы-энтузиасты, годами защищающие форт Красная Горка от попыток разграбления. Они превратили его в бесплатный музей под открытым небом, аналогов которому в России больше нет нигде!



Из них можно узнать очень много про крепость.



Есть народный музей, созданный не государством, а добровольцами. Там уникальные экспонаты из вещей, найденных на территории форта при раскопках.



Главная достопримечательность форта - это орудия на железнодорожных платформах!



И в отличие от любых других музеев - здесь можно лазать по ним сколько угодно.



Земляной ров вокруг цитадели форта. Все, как в классических древних крепостях.



Земляной вал вокруг цитадели форта. А под валом - бетонные подземелья, соединяющие батареи.



Обязательно стоит глянуть побережье. Берег Финского залива здесь - памятник природы! Только здесь он представляет собой крутой обрыв, уходящий почти прямо в воду.



Высота значительная, падать не рекомендуется.



А вдали - видны корабли...Петербург - морской город. Корабли со всего мира идут по фарватеру, что проходит вдоль южного побережья.



Край обрыва.



Очень красивое место.



Такой берег был дополнительной защитой для форта. Вражеский десант бы здесь не забрался.



Идем назад, к батареям форта. Одно из орудий год назад поставлено энтузиастами на место, а раньше оно стояло тоскливо на рельсах. Теперь оно в орудийном дворике, как и положено.



И снаряд уже на месте.



В орудийных двориках есть входы в подземную часть форта. Подземелий, скажу сразу, здесь очень много. Есть где погулять.



Ступеньки современные. Их сделали те, кто приводил в порядок форт, патриоты - энтузиасты. Раньше они были разрушены.



Подземный коридор.



Можно увидеть следы труб, входивших в систему отопления, а также подававших свежий воздух. Были и электрические кабели. Эпоха Николая Второго - это время, когда технический прогресс уже охватил все стороны жизни.



Система фильтрации и очистки воздуха. В баках - угольная крошка, через нее проходил воздух , и она впитывала в себя все загрязняющие частицы. Примерно как таблетки активированного угля, которые вы принимаете при расстройствах живота.



По форту можно ходить очень долго. Дел тут найдется часов на 5. Но основная цель у нас - мыс Серая Лошадь. Поэтому небольшое чаепитие - и скоро пойдем туда.



Прощальный взгляд на "бронепоезд". Это орудие участвовало в обороне Ленинграда и било фашистов.



И на этом первую часть рассказа о походе я завершаю, но впереди еще очень много фотографий и описаний. Нам еще предстоит увидеть минно-прожекторную станцию, деревню Черная Лахта и заказник Лебяжий, а также форт Серая Лошадь. Так что следите за новостями в моем блоге, скоро будет продолжение!

Информация для тех, кто хочет сюда приехать! Добраться можно электричкой от Балтийского вокзала. Стоит около 155р. Выйти на станции 68 километр, дальше примерно минут 45 пешком. Кроме того, ходят автобусы от станций метро Парнас и Автово, стоят 145 руб. Выходить на повороте на 68 км. По времени часто идут даже быстрее электрички, но в них проверяют паспорта на погранзаставе, и если вы не имеете гражданства РФ, вас не пустят.

---------------------



Страница нашего туристического клуба в ВК: Туристический клуб Восемь Врат