Персонажи, предметы, детали, намеки или Питер Брейгель Старший в ARTPLAY

Оригинал взят у kagury в Персонажи, предметы, детали, намеки или Питер Брейгель Старший в ARTPLAY

На прошлой неделе мы, наконец-то, добрались до выставки в ArtPlayВ будни вечером народа мало, так что практически весь огромный мультимедийный зал был в нашем распоряжении. Что еще меня порадовало, так это то, что в данном случае сопровождением служит не только музыка, а довольно удачный и интересный текст.

Честно-говоря, я больше всего люблю у Брейгеля его цикл из 5 картин, посвященных временам года (вообще-то их было 6, но одна куда-то исчезла). Среди которых, наверное, одна из самых его популярных "Охотники на снегу", которая давно уже стала любимым объектом всяческих подражаний и аллюзий. Полагая, что не в последнюю очередь благодаря отличной композиции. Кстати, подробнейший и детальнейший ее разбор можно найти у cheger вот здесь.

Однако создатели выставки сделали другой акцент. Религиозные и нравоучительные мотивы. И в целом, это справедливый выбор. Как ни подходи к творчеству этого художника, а все же это 16 век, когда религия была основным мерилом дел и помыслов вне зависимости от их праведности.  И все-таки, у Брейгеля, даже в отличие от Босха (его почти современника) основное - это человек.  Во всех его проявлениях. И чаще в не самых лицеприятных. Впрочем, легко изобразить пьяницу, а вот попробуйте трезвенника :)

Практически все работы Брейгеля (кроме, разве что его ранних пейзажей) очень насыщенны. Персонажами, предметами, намеками.  В этом смысле мультимедийная выставка, позволяющая рассмотреть детали (которые и в оригинале-то порой не разглядеть), и  иногда услышать про них что-то интересное, очень ценна. Много внимания уделено таким работам, как «Фламандские пословицы», «Битва Поста и Масленицы», "Вавилонская башня". Кстати "Башня" сделана так, что зритель ощущает себя словно в огромном лифте, который медленно движется вдоль бесконечных этажей башни. Эффектно, ничего не скажешь.
Что касается таких работ, как «Фламандские пословицы», «Игры детей», то мне подумалось, что с точки зрения художника (и/или заказчика?) это отличный маркетинговый ход. Множество деталей обеспечивают постоянное внимание к работе. Вешаешь такую в гостинной - и на ближайшие несколько месяцев у тебя есть что разглядывать, о чем думать, где искать смыслы, что разгадывать, чем впечатлять гостей и чем вразумлять детей. Это не просто пейзаж, это полотно, на котором подробнейшим образом изображен город и его жители. В нем практически можно поселиться и день за днем проживать сюжет за сюжетом.

В общем, если вам любопытно рассмотреть детали средневековой жизни или нужен интеллигентный пинок, чтобы задуматься о высоком (или разном), то выставка вполне справится с обеими задачами. Это хорошая профессиональная работа. Я, конечно, тоже предпочитаю оригиналы, но для оживления ума и копии бывают полезны.

В нагрузку к Брейгелю (уже в обычном зале) идут работы современных художников (включая инсталляции), местами подражательные, местами по мотивам. К сожалению, не могу сказать, что они впечатляют хоть в каком-то смысле, особенно в отрыве от работ классика, как ни стараются описания к ним внушить зрителю иное. Но некоторые милы:

Большое спасибо сообществу moskva_lublu за яркие впечатления.